Мнения

Побоища в Москве, задержание в Киеве

Юрий Луканов, специально для «i»

Для меня побоища в Москве хоть и не были ожидаемыми, но неожиданностью не стали. Известно, что после убийства в российской столице, предположительно, кавказцами футбольного болельщика Егора Свиридова произошла массовая драка с избиением лиц с неславянской внешностью. А потом состоялось ее продолжение.

Я был в Москве нынешней весной, как раз после террористических актов в московском метро, когда после взрывов в вагонах погибли десятки людей. Разговаривал с москвичами и отметил поголовную ненависть к кавказцам и прочим инородцам. Причем ненависть цвела как у людей недалеких, так и у интеллектуалов. Одни повторяли, что вот на иномарках только кавказцы ездят, хотя это очевидная ложь. А другие подводили под необходимость очистить Москву от кавказцев философию от Достоевского и еще от кого-то из знаменитых. Эмоциональное неприятие «чужих» было на очень высоком уровне.

Конечно, всех этих людей можно было понять: только-только прогремели взрывы, устроенные террористами с Кавказа, которые унесли жизни десятков людей. Но москвичи, вопреки здравому смыслу, видели причину произошедшего исключительно в кавказцах-террористах и не осмеливались критиковать собственную власть. Ведь в 1999 г. газеты писали о громком скандале. Тогда произошли взрывы жилых домов в трех российских городах. Погибли люди. Конечно же, обвиняли чеченских террористов. А потом вдруг поймали еще двух людей, закладывавших взрывчатку в еще один дом. Ими оказались сотрудники… Федеральной службы безопасности России.

Тем временем премьер Владимир Путин произнес жесткую антитеррористическую речь, и самолеты полетели бомбить Грозный. Рейтинги до недавнего времени мало кому известного деятеля выросли до небес. И он стал президентом. Это при том, что всем были известны его корни и каждый критически мыслящий человек мог догадаться о происхождении гексогена, поднявшего в воздух десятки спящих россиян вместе с их жилищами.

После победы Путина на президентских выборах власть неоднократно разыгрывала карту межнациональной вражды для достижения своих целей. Впрочем, врагами становились не только инородцы, но и те, кто просто думает иначе, чем это предписывает официальный Кремль. Были созданы прокремлевские молодежные движения, занимающиеся травлей инакомыслящих и инаковыглядящих. Дошло до того, что в молодежном лагере в Селигере, проводящимся под эгидой пропутинского движения «Наши», были выставлены макеты голов якобы врагов России с надписями на них «Фашист». Среди «фашистов» была представлена авторитетная правозащитница, бывший диссидент Людмила Алексеева.

Раньше власти контролировали свое детище. Но вот взращиваемый ими джинн ксенофобии вырвался — и беспрецедентные по своей массовости столкновения произошли стихийно. К чему это в конечном итоге может привести, одному Богу известно.

В Украине тоже случались проявления ксенофобии. На днях прогремел скандал из-за задержания милицией журналиста с неславянской внешностью. Кроме того, ряд политиков противопоставляет регионы друг другу и этнические группы титульной нации. Эту политику пока трудно назвать системной. Но если учесть, что наши руководители пытаются учиться у Москвы, то кто знает: не пойдут ли они путем российских товарищей.

lukanov