Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»
Об осторожности иностранных инвесторов можно слагать горькие поэтические саги. В основном об упущенных возможностях и господстве клише и стереотипов. Долго присматриваются, рассуждают о коррупции, нестабильном законодательстве, политических рисках и национальных особенностях налогообложения. Даже если все эти страдания и рассуждения о демократических ценностях становятся пройденным этапом, то это вовсе не значит, что «выход» станет реальностью. Всегда найдется причина для того, чтобы, в конце концов, дать задний ход. Может, это будет обвалившийся в кризис ВВП, дорогие арендные ставки, низкие доходы населения или гонения оппозиции.
Условность и умозрительность расчетов и рассуждений о нашем рынке лишний раз подтвердил рейтинг привлекательности стран для развития ритейла, опубликованный одной из известных консалтинговых компаний. В тогдашнем списке такие страны, как Алжир, Египет и даже Ливия, опередили Украину. Мне бы хотелось посмотреть, насколько бурно сейчас развивается ритейл в нефтеносной стране, «свергнувшей полковника» во имя ценностей демократии под аккомпанемент европейских истребителей. А потом еще сравнить эти показатели с украинскими.
Но бренды не спешат. Им сейчас интереснее присутствовать на самых многочисленных рынках вроде Индии, Китая. Хотя еще тоже большой вопрос, насколько среднестатистический китаец богаче среднестатистического украинца. Зато часы, лимузины и ювелирные украшения там идут лучше. Значит, пойдут и продукты, кофе и прочие прелести кинематографического образа жизни.
А ведь их здесь ждут. В социальных сетях ходят опросники и существуют целые группы, ратующие за то, чтобы какой-то из долгожданных брендов наконец-то осмелился войти на наш рынок. Яркий тому пример Starbucks. Воспетая в фильмах и сериалах сеть кофеен могла бы с легкостью рассчитывать на популярность в наших городах. Я даже уверен, что многие с удовольствием ходили бы по улице с брендированными термосами-поилками. И по пути на работу, и по пути с работы, и даже просто по пути. В общем, не понадобилось бы даже на рекламу тратиться. Приняли бы под белы рученьки, как родных.
Но не заладилось. Кризис ударил и по прославленному бренду так, что ему пришлось сокращать сеть заведений даже на родном американском рынке. Работающие на рынке игроки вспомнили даже о заснятых на километры пленки утренних очередях офисных сотрудников, страждущих глотнуть кофеина до того, как окунуться в работу. Вначале существующие сети кофеен занялись пропагандой модели «напитки на вынос». Многие не пожалели денег на то, чтобы рассказать своим покупателям, что кофе можно пить не только за столиком. Но потом появились они. Страшные, белые, горбатые. Отечественные автомобили в конфигурации «пирожок», которые быстро показали всем, что концепция take away, хорошо воспринимается и у нас. Особенно если продавать кофе в два или даже в три раза дешевле, чем в кафе.
Как теперь воспримут Starbucks с его пластиковой посудой, одноразовыми вилками, ложками и без каких-либо официантов — большой вопрос. А ведь сейчас могли бы наслаждаться растущим спросом потребителей на фоне анемично-рецессивной Европы и США, следящих за количеством заявок на пособие по безработице.