Вам не кажется, что скоро Янукович и его друзья будут решать, можно ли нам праздновать свой день рождения?
Или будут давать высочайшее соизволение вступать в брак с той или иной девицей, либо наоборот — с тем или иным юношей? А еще могут определять, в какого цвета кальсонах нам выходить на улицу в зимнюю стужу? На первый взгляд, странный вопрос я задаю. А какой еще вопрос может возникнуть у гражданина, которому 22 ноября запрещают отметить годовщину помаранчевой революции?
Совершенно независимый от президента суд с подачи Киевской городской администрации запретил в учрежденный Виктором Ющенко День свободы проводить массовые акции на Майдане и прилегающим к нему улицам. Причин озвучивается несколько. Это и визит президента Литвы Дали Грибаускайте. Дескать, акция на Майдане может быть опасной для нее. Это и елка в 50 тонн, которую именно в тот день будут ставить на Майдане. Если она вдруг упадет, то мало собравшимся людям не покажется. Днем раньше или днем позже ее ну никак нельзя установить. Ну и на Майдан могут прийти люди с разной политической ориентацией, и возможный между ними конфликт может повлечь политическое напряжение в обществе.
Естественно, в эти аргументы никто не верит. Все прекрасно понимают, что Виктор Янукович и его команда смертельно боятся повторения массовых протестов. Тем более что оснований для них более чем достаточно. Никакой стабильности в общество они не привнесли, наоборот, значительно больше расшатали ситуацию. Вот власть и стремится в самом зародыше задавать выражение любого недовольства.
Впрочем, с властью давно все понятно. Так что Бог с ней. А вот что делать гражданам? Ведь общественные организации помаранчевого толка таки призывают игнорировать решение суда и таки выйти на Майдан. Без партийной символики. Может, стоит прислушаться к этому призыву?
Да, лидеры революции разочаровали. Некоторые из них это разочарование ощутили на собственной шкуре — Юлия Тимошенко и Юрий Луценко сейчас за решеткой, и не видно массовых протестов по этому поводу. Да, при власти сейчас тот, против кого боролись во время революции. Да, он не отказался от наглых методов ведения политики.
Но дело ведь не только в этом. Ведь помаранчевая революция доказала в первую очередь нам самим, что украинцы способны самоорганизоваться. Она показала то, во что мы сейчас уже снова перестали верить — у нас есть гражданское общество, и мы можем быть цивилизованными и ответственными гражданами своей страны. Иное дело, что эта самоорганизация не принесла того, о чем все участники революции мечтали. Но в конце концов — это тоже опыт. Он не позволит нам сделать ошибку в следующий раз.
А если мы сегодня предадимся унынию и не покажем власти, что нас много и помаранчевые ценности остались для нас важными, то она будет праздновать победу и укрепится в своем воинственном хамстве. Речь не обязательно о том, чтобы идти на Майдан. Можно отметить годовщину, одев оранжевый шарфик, прикрепив к антенне автомобиля оранжевую ленточку, выставив на балконе оранжевую символику. И не говорите, что все это ерунда и власти на это наплевать. Если бы было наплевать, она не запрещала бы празднование.
Юрий Луканов, специально для «i»