Мнения

Ошибка большого бизнеса

Максим Кухар, заместитель главного редактора

Не нужно читать все 500 страниц проекта нового Налогового кодекса, чтобы понять, под кого выписан этот документ. Крупным компаниям, которые зачастую обладают уникальными, персонифицированными ноу-хау работы в сфере налогов, финансов и юридической практики, креатив доморощенной касты налоговиков досаден, но не опасен. Однако новый документ несет целую охапку больших угроз бизнесу тех, кто не может решить вопрос, просто позвонив откомандированному во власть подчиненному.
За тот недолгий период, когда проект документа попал в руки общественности, уже во всех СМИ можно было услышать очень много прогнозов предпринимателей относительно того, насколько невыносимой нормы документа сделают работу в их отрасли или регионе. Причем смело высказываются, как правило, средние и мелкие предприниматели. А главы объединений мелких и средних предпринимателей зачастую — по красоте изложения и силе доказательной базы в своих выступлениях — так и вообще в разы превосходят всех известных отечественных политиков и экономистов. Когда слышишь их слова и мысли, сожалеешь только об одном: что не они занимают высшие посты в государстве.

Вместе с тем, противно смотреть, как в этой ситуации ведут себя крупные компании. Мало того, что мы не наблюдаем выступлений их глав, которые как предприниматели отлично понимают ценность документа, который создал идейный отец одной из худших налоговых систем мира нынешний премьер Николай Азаров. Так еще и в дополнение к этой гнетущей тишине со стороны капитанов отечественной индустрии происходят совсем уж непристойные вещи.

Например, пресс-службы крупных компаний, не стесняясь, просят рассказать о том, как плохо будет работать в отрасли в случае, если новый Налоговый кодекс будет принят. В то же время жалобщики наотрез отказываются предоставлять какие бы то ни было финансовые расчеты этого ухудшения. И говорить это может только об одном: вместо прозрачных финрасчетов у них сейчас работает схема. А боятся они нового кодекса не потому, что он им угробит бизнес, как сотням малых компаний, а потому что за работу схемы придется отстегивать больше.

Но есть у молчания больших игроков и другой смысл. В случае еще большего ухудшения условий ведения бизнеса в Украине место ушедших с рынка мелких и средних компаний неизменно займут крупные игроки. В результате получается, что пока общественность обсуждает проект Налогового кодекса как некий документ, устанавливающий равные правила игры для всех, часть крупного бизнеса просто продвигает очередной лоббистский опус. И этим большие компании готовят себе тактическую победу, но стратегический проигрыш.

Ведь, как известно из опыта развитых стран, крупные компании и холдинги не являются лидерами экономики в области эффективности и конкурентоспособности. В высокоразвитых экономиках большие компании занимают не более трети бизнес-пространства и только там, где объективно необходим гигантизм или присутствуют туманные маневры в области корыта госзаказов.

Так что место мамонтов с двенадцатью уровнями управления, вечной игрой в испорченный телефон и соответствующими издержками все равно на задворках экономики, и время их на место поставит. Плохо только, что сегодня они используют свой вес, по большому счету, в ущерб и себе, и другим.

kuhar