Современное искусство всегда было неоднозначным, и его восприятие находится в широком диапазоне эмоций от глубокого восхищения до аналогичного невосприятия
Большая выставка, проходящая в Киеве, представляет множество образчиков. От явной и достаточно простой общественно-политической критики до очень сложных смысловых конструкций. К счастью, публика не остается в стороне.
Две пары молодых родителей с детьми, вырвавшись из закоулков Арсенала, стоят возле входа. Покуривают, обступив небольшим кругом лежащий на тротуаре втертый в асфальт окурок. В шутку обсуждают, может ли быть данный окурок экспонатом проходящей рядом выставки. После недолгой табачной дискуссии приходят к выводу, что может. Но только если вырезать его из тротуара с парой квадратов плитки.
Такой экспонат наверняка смог бы вызвать много вопросов и ассоциаций в головах поклонников современного искусства. С одной стороны, окурок, вырванный с куском тротуара, вызвал бы массу ассоциаций у наших современников на общественные темы, о проблемах трансформации постсоветского сознания. С другой стороны, такой арт-объект с легкостью мог бы иметь явный успех среди российской публики. И после многочисленных скандалов, например, с «плиткой Собянина», мог бы стать частью экспозиции «Запрещенное искусство».
В Украине так же формируется новая прослойка охранников, которые могут многое рассказать о мире искусства и его восприятии людьми. Безусловно, вряд ли они станут галеристами или кураторами арт-проектов. Но на рынке историй о современном искусстве могут составить хорошую конкуренцию многим арт-критикам.
Один из них подметил, что взрослые и дети совершенно по-разному воспринимают экспонаты. Те, кто постарше, достаточно отстраненно проплывают по длинным галереям. Они лишь ненадолго останавливаются у картин, скульптур и инсталляций. Делают мимолетную попытку понять замысел художника. После чего совершают главный акт — получают подтверждение своего присутствия на выставке. И продолжают свое неспешное путешествие по бесконечному бетонному полу галереи.
Дети же, по словам одного из охранников, выхватывают детали, которые взрослые зачастую пропускают или вовсе не замечают. Например, один ребенок, пока его родители крутились с фотоаппаратом возле одной из картин, успел обнаружить весьма любопытный ракурс. Родители подивились внимательности и неординарности взгляда на современное искусство собственного чада.
Другой юный посетитель оказался внимательным исследователем скульптур Рэйчел Нибоун. Естественно, он не смог оценить постмодерный подход художницы, изображающей актуальные и злободневные сюжеты и проблемы, исполненные в архаичной локальной технике фарфоровых скульптур. Увы, у его бабушки не сохранились наивно-пасторальные фигурки из скромного британского быта на полках. Зато он заприметил явственные очертания половых органов, затерявшихся в хитросплетении рук, ног и тел, покрытых белой эмалью. И родители, и секьюрити, продежурившие у скульптур уже полтора месяца, были очень поражены наблюдательностью ребенка.
Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»