Мнения

Окуляры морали

9 ноября в Верховной Раде состоялись парламентские слушания на тему: «Состояние общественной морали в Украине». В далеком 2003 г. одним из авторов закона «О защите общественной морали» являлся Леонид Черновецкий.

Что само по себе симптоматично — был дан хороший задел.

Все установки вроде бы правильные у дважды потом выбранного мэра Киева. Но что такое, к примеру, мораль мэра? Это — чистота улиц. При Леониде Михайловиче столица летом была по уши в грязи, зимой — по колено в снегу. К тому же он постоянно повышал плату за коммунальные услуги, а когда сбежал из своего особняка в Конча-Заспе, местному товариществу оставил коммунальных долгов на несколько десятков тысяч гривень.

Чужие долги проще сбивать, чем отдавать свои. После первого тура президентского голосования в 2004 г. я спросил на пресс-конференции у известного политика Степана Гавриша, тогда доверенного лица Виктора Януковича: «Насколько деньги влияют на моральную устойчивость нардепов?». «К сожалению, сильно!» — ответил он под смех зала. Если бы знали, насколько, скорее бы — заплакали. Но тогда был такой мощный эмоциональный подъем, оранжевая революция, суд, постановивший, что результаты второго тура сфальсифицированы. Одни люди стали героями, другие — преступниками. Теперь прошлых героев называют преступниками, а преступников — героями. И никакой революции, судя по новому учебнику истории, не было…

Но вернемся к парламентским слушаниям. Какую мораль сейчас проповедуют наши законники? К примеру, кричащая и беспардонно перебивающая оппонентов на всех телешоу регионалка Инна Богословская сетует на низкую культуру поведения украинцев, призывая «разработать кодексы по этике».

Бютовец Владимир Яворивский предъявляет претензии к Национальной комиссии по морали, считая, что она вводит цензуру, стараясь ограничить доступ к сайтам эротического содержания. «Моральные авторитеты в Украине есть,— утверждает нардеп,— но никто из них не возьмет на себя ответственность судить». Себя он, безусловно, относит к таковым. И депутат неоднократно заявлял, что не может отличить эротику от порнографии: «Сделать это тяжело, так как граница между эротикой и порнографией — нечеткая». Так и видишь Владимира Александровича, часами пытающегося определить эту границу. Размывается — и в очках, и без.

У ведущего парламентских слушаний Николая Томенко, многократно клеймящего коллег за аморальность, можно было спросить: не аморально ли было тащить слабенькую группу на «Евровидение» только потому, что они спели неплохую революционную речевку? Хотя его тоже можно понять — тогда мораль была преимущественно оранжевого цвета. Сейчас — синего. Она у нас меняет цвет в зависимости от ситуации. Но желто-голубая, по идее, должна доминировать.

В «Мистецькому арсеналі» на ярмарке ART-KYIV Contemporary представлена на эту тему роскошная инсталляция Дэвида Датуны «Украина. Взгляды миллионов». Там, под сеткой из окуляров, виден искаженный линзами, огромный тризуб на фоне национального флага, а внизу — вырезки с хроникой становления украинской государственности. Когда размышлял о нечетких границах и переменчивости цветов нашей морали, мне показалось, что в этой инсталляции очень не хватает очков судьи Родиона Киреева.

Константин Рылёв, специально для «i»

rylev