Мнения

О заборах и границах

При пересечении границы Украина-Россия у водителя нашего микроавтобуса потребовали заплатить один евро по факту въезда в Украину.

Наш продвинутый шофер поинтересовался у таможенника — за что берутся деньги? Тот ответил: «За обслуживание». За навязчивый таможенный сервис? «А разве не из налоговых поступлений идет финансирование госслужб?» — хотелось спросить водителю. Но он не стал, памятуя, каждое лишнее слово на таможне работает против того, кто его произносит. В квитанции тоже было мало разъяснений: такой-то (фамилия) должен заплатить 10 грн. 90 коп. Все.

Второй раз водитель удивился, узнав, что банк за услугу по перечислению одного евро берет тоже один евро. Сумма небольшая, но неприятно чувствовать себя участником лохотрона. И чем непрозрачнее все делается, тем лохотронность возрастает. Как в истории с забором вокруг Верховной Рады.

Впервые это мощное стальное ограждение появилось после попытки взять штурмом ВР афганцами 20 сентября. Бледные законники тогда разбегались, сняв даже атрибут их профессиональной гордости — нагрудные депутатские значки. С тех пор стало недоброй традицией ломать заборчик «обесльготченными» гражданами. 12 ноября бютовка Наталия Королевская засекла вечером сварщиков, ремонтирующих многострадальный забор, и потребовала объяснить — по чьему поручению? Те разбежались. Она обратилась с тем же вопросом к спикеру Владимиру Литвину. Тот, округлив глаза, сказал, что для него самого это загадка! Но предположил, что ограда является собственностью городских властей и восстанавливается за их счет. Дотошные оппозиционные депутаты направили запрос в Главное управление контроля за благоустройством КГГА. 17 ноября оттуда ответили, что не имеют информации о заказчиках и исполнителях этих работ, и дали грозное обещание — в случае отсутствия разрешительной документации демонтировать «самовольно установленную изгородь». На данный момент забор расширен по периметру и укреплен бетоном.

Можно вспомнить и менее знаменитый — донецкий заборчик. Там случился конфликт между строительной компанией МАКО, принадлежащей сыну президента Александру Януковичу, и жителями дома, чей двор и детская площадка были отданы под застройку. Когда жители подняли шум, МАКО за сутки возвела железный забор вокруг площадки. Разумеется, ничего не объясняя…

А в это время мы регулярно изъявляем желание присоединиться к Европе. Чутко реагирующий на политическую конъюнктуру телеведущий Савик Шустер поставил в своей программе на голосование вопрос: «Имеет ли право Евросоюз навязывать свои правила Украине?». Большинство пришло к выводу: да, имеет. Вот Европарламент и решил приблизить местную судебную систему к европейским стандартам, дабы «гарантировать независимую, справедливую, беспристрастную и прозрачную правовую процедуру». Вместо деловой реакции Украина озвучила встречное предложение устами члена Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека, регионала Сергея Кивалова: «Избавить Страсбургский суд от излишнего багажа дел». Для начала, наверное, от жалоб экс-премьера Юлии Тимошенко и экс-министра внутренних дел Юрия Луценко. Мол, сами тут разберемся. Заборов и решеток хватит.

Константин Рылёв, специально для «i»

rylev