Роман Жарко, налоговый консультант «Бейкер Тилли Украина»
Есть мнение, что чтение дарит спокойствие, учит концентрации на предмете, а также помогает приятно провести время. Недавно украинские бухгалтеры и другие причастные к налогам люди имели возможность убедиться в правильности этих утверждений.
По поводу концентрации — согласен. Ведь для того, чтобы прочитать и осмыслить более 500 страниц Налогового кодекса, способности к концентрации должны быть явно незаурядными. А вот со спокойствием и хорошим настроением — не все так просто.
Правда, люди, которые думают не только о земном, но и болеют за европейские перспективы нашей страны, имели возможность гордо поднять голову. Ведь Налоговый кодекс в который раз засвидетельствовал, что несмотря на традиционную политическую многовекторность, стратегическое направление Украины — евроинтеграция! В подтверждение этому можно привести ряд положений кодекса, которые почти слово в слово копируют соответствующие рекомендации ОЭСР. В частности, это касается ст. 39, которая будет регулировать правила определения обычных цен с начала 2013 г., а также определение постоянных представительств нерезидентов.
Наряду с ними, отечественные законодатели решили перенять еще одну концепцию, которая широко используется в мире,— концепцию фактического (бенефициарного) собственника. А вот о порядке ее применения решили не распространяться. А зачем? Ведь жизнь без загадки грустна и бессодержательна.
На самом деле, положение о бенефициарном собственнике дохода существовало в законодательстве Украины в составе соглашений об избежании двойного налогообложения и ранее, но, как правило, отечественные налоговики не заходили в своих проверках так далеко. Тем более, что ответа на вопрос, кто, собственно, является бенефициарным получателем, ни международные соглашения, ни отечественное законодательство не давали.
Не определяя понятие «бенефициарный собственник», Налоговый кодекс, повторяя нормы Модельной Конвенции ОЭСР, приводит ограничение, согласно которому бенефициарным собственником дохода не может быть лицо, которое является агентом, номинальным держателем или же только посредником относительно такого дохода.
Однако далеко не все договора об избежании двойного налогообложения, участником которых является Украина, построены на основе Модельной Конвенции ОЭСР и не обязательно ограничивают право на применение налоговых привилегий лишь для лиц, являющихся бенефициарными собственниками дохода. В частности, это касается, наверное, наиболее популярного в Украине соглашения, а именно Соглашения между СССР и Кипром, которое применяется в Украине.
Исходя из того, что правила, установленные международными соглашениями, превалируют над национальным законодательством, как в этом случае будет применяться ограничение Налогового кодекса?
Далее представители налоговой службы указывают, что их решения о возможности применения соглашений на основе концепции бенефициарного собственника будут базироваться на информации, полученной от их иностранных коллег. Таким образом, соответствие условий анализируемых транзакций украинскому законодательству будут определять зарубежные налоговики?
Дальнейший анализ этих норм может привести к весьма интересным выводам. Так что давайте читать, господа! Говорят, что чтение помогает сэкономить деньги.