Мнения

О коррупции

Вопросы возникают к журналистам, которые, как псы демократии, должны чуять что-то неладное с появлением в стране лишнего «ролекса».

Одна моя знакомая возмущена. Возмущена настолько, что не может соблюдать минимальные правила пунктуации и орфографии. Она буквально негодует по поводу «скромного» быта первых лиц государства, на фоне неотремонтированных дорог и подъездов, неотапливаемых школ и больниц и всех остальных «радостей» бытия. Вопрошает на тему, куда же смотрят журналисты, почему не могут сделать хороший репортаж. Правда, льет она свое недоумение и возмущение в социальную сеть и из города Стокгольма.

Не будем ее винить и клеймить за то, что она доверяет весь свой благоговейный гнев социальным сетям. Мы делаем так часто, много, повсеместно и безрезультатно. Пока. Мы, как и моя знакомая, пока слабо представляем, как можно изменить ситуацию. Но уже появляются вполне сносные для работы варианты и сценарии. И к счастью, в них нет вил, революций и восстаний.

Также не будем винить ее за то, что она выбрала красную таблетку, а не синюю. Своя рубаха всегда ближе к телу. И если бы каждому представился шанс на комфортную смену страны, то еще неизвестно, сколько миллионов из нас предпочло бы катапультироваться.

Нужно сказать, что репортажей на тему быта первых лиц сделано несчетное количество. С вертолета сняли даже святая святых — крупнейшего работодателя Киевской области. Только вот эффект от этого какой?

Один из экспертов недавно делился опытом вскрытия коррупционных схем на одном из рынков. Имея на руках легальные цифры Госкомстата, он обратился к должностному лицу, чьими обязанностями является пресечение контрабанды, с вопросом. Тот на публичном мероприятии сообщил, что знает о горькой и неприглядной ситуации на рубежах родины, и обещал дать делу ход. Прошел едва ли не месяц. Ничего не изменилось.

Тогда эксперт, горюя за бюджет страны, стал рассказывать о происходящем на страницах не самого последнего в этой стране издания. И о чудо! К нему выстроилась очередь из всех мыслимых и немыслимых органов, министерств, ведомств, следственных комиссий и управлений.

Вы думаете, они хотели помочь найти правду и справедливость? Просили помощи в наказании виновных? Предлагали стать свидетелем на судебном процессе? Воткнуть осиновый кол в сердце пресловутых «кровососив»? Нет, их интересовала только возможность «присосаться» к схеме. Обозначить и получить свой интерес в схеме и …. успокоиться.

На первый взгляд все это выглядит печально и безнадежно. Иногда даже может показаться, что развлекать русскоязычных туристов и рассказывать им городские легенды далеких городов теплых стран намного привлекательнее. Но, может, отчасти в этом и есть смысл журналистики в данных условиях. Огласить схему широкой публике и предоставить возможность всем заинтересованным в ней поучаствовать. Сделав ее, в конечном итоге, нерентабельной.

Безусловно, это не вернет миллиардов в казну и не приведет к громким процессам и скандалам. С большей вероятностью это лишь станет стимулом для поиска новых возможностей перекачки денег из госбюджета на далекие и теплые острова, где каждый гражданин глава как минимум пяти крупных компаний. Увы, легитимные способы влияния сейчас не работают. А эффективно противодействовать коррупции можно лишь… совершая еще более тяжкие преступления.

Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»

nesterov