Олег Кильницкий, обозреватель отдела «Рынки»
Спустившись в новогоднюю ночь на лестничную площадку перекурить, столкнулся с тремя парами интеллигентных пожилых людей. Весьма приятные и с виду образованные, они оживленно обсуждали Юлию Тимошенко, посадят ее или не посадят, спасет она страну от бандитов или не спасет.
Признаться, сцена меня удивила. Подумалось, неужели всем этим людям в золотую пору своей наверняка интересной и достойной жизни кроме как о Юле и поговорить больше в новогоднюю ночь не о чем?
Между тем полемика начала принимать характер личностный. «На нее моя старшая дочь очень похожа»,— не без удовольствия произнесла одна из женщин, сравнивая свое чадо с поклонницей Луи Виттон по набору умственных и прочих характеристик.
«Вот, приехали,— промелькнуло в уме.— Скоро своих детей по именам политических вождей называть будут, как во времена коммунистического интернационала». Мысленно упрекнул власть, оппозицию и украинское телевидение в информационном терроризме — эдак ведь и до массового психоза народ рано или поздно довести недолго.
Затем мне вдруг вспомнились прочитанные накануне слова Ивана Франко: «Що тут балакати про політику? Яку політику ви можете зробити з жебраками? Які вибори ви проведете з людьми, для котрих шматок ковбаси або миска дриглів — лакома річ і при тім більше зрозуміла від усіх ваших соймів і державних рад? Пробуйте організувати його до економічної боротьби, закладайте по громадах каси позичкові, зсипи збіжжя, крамниці, привчайте людей адмініструвати, купчити, дбати про завтра; потім розширимо сю організацію на цілі повіти… Будете видіти, що в міру того, як буде рости наша економічна сила, ми будемо здобувати собі й національні права, і повагу для своєї народності»,— писал классик в австро-венгерской Галичине. Тем, кто сомневается в актуальности этой цитаты для сегодняшней Украины, советую прокатиться по регионам, а также вспомнить о размере средней зарплаты в стране. Впрочем, достаточно даже спуститься в киевскую подземку.
В ноябре прошлого года напутствия Франко, пожалуй, впервые в независимой Украине воплотились в жизнь. Считаю, что налоговый Майдан, при всей разности мнений, стал прецедентом создания в Украине гражданского общества, а также первым успешным примером публичной борьбы народившегося среднего класса за отстаивание своих экономических прав. Особо символичным и знаковым выглядел отказ участников акции от помощи оппозиционных политиков, желавших попиариться на предпринимательских спинах. На сцену Майдана «защитникам малого и среднего бизнеса» вылезть не удалось. В итоге стало очевидным, что политики к жизни большинства граждан никакого отношения не имеют и что без них можно обойтись. Политики живут в своем государстве, где места в закрытых парламентских списках покупаются за миллионы ворованных долларов и где групповой интерес превалирует над общим, а нам жить в своей стране, где интересы общие никто, кроме нас самих, не отстоит.
В ноябре прошлого года власть дрогнула. И отступила. На время. Прекрасно осознавая, какие всходы могут дать зерна теперь уже не политического, а экономического Майдана. Сегодняшние аресты активистов мероприятия закономерны. Однако всех не пересажаешь. Да и раскруткой новых мультимедийных политических вождей уже не обойтись.