Мнения

Новое государство

Максим Кухар, заместитель главного редактора

В посленовогодние дни на карте мира практически стало одной страной больше. В Судане сегодня проходит референдум, на котором жители южных регионов страны неизбежно выскажут свое желание жить в отдельной, маленькой стране — Южном Судане. С одной стороны, это обнадеживающее событие — возможно, хоть одной войной в Африке с этого момента станет меньше.

С другой — уж слишком много на карте существует меленьких стран, чье право на суверенитет имеет влиятельных противников. Так, за последние десять лет число территорий, чей юридический статус далеко не всех устраивает, пополнилось Косово, Абхазией, Южной Осетией. Радует, что проведение часто наспех сверстанных границ прекратило войны. Но огорчает, что с обеих сторон разграничительных линий все еще сидят очень сильно вооруженные люди, для которых неожиданное изменение геополитического ветра вполне может стать сигналом к атаке. Причем самым печальным является даже не то, что любая перестрелка на хрупких границах может снова наполнить выпуски новостей зелено-пятнистыми сенсациями, а то, что пока полковники выясняют, чей сержант первым выстрелил из гранатомета, мировая политика впадает в ступор. Лидеры ведущих стран прекращают посещать инвестиционные форумы, вести переговоры друг с другом по мирным вопросам, обсуждать проблемы глобального экономического развития.

В результате потери глобальной экономики от вынужденного бездействия глав доминирующих государств явно многократно превышают потери от мелкого военного конфликта. Вторая неприятность — дестабилизация региональной экономики. Не трудно вспомнить, как несколько лет подряд конфликт в Югославии аналитики приводили как одну из причин слабости евро. Также не трудно вспомнить как в течение многих лет новости из воюющей Югославии углубляли трещину между Россией и западными странами. Одновременно все видели, каким мощным катализатором ожидаемого обвала на рынках всего СНГ стала война России и Грузии в августе 2008 г.

Таким образом, даже если Южный Судан и состоится как новое административное образование в ближайшие месяцы, то это еще не значит, что он не займет значимое место в новостях о росте цен на нефть. Ведь страна с доказанными запасами в 6,4 млрд. баррелей и активной добычей вполне может немного колебать размеры поставок со всего региона. Так как, например, у крупного регионального экспортера нефти Нигерии 36,2 млрд. баррелей доказанных запасов. Следовательно, брокерам на бирже уже есть о чем переживать.

При этом напряженное развитие ситуации тем более вероятно по той причине, что оставшиеся на севере и в центре страны граждане Судана могут в какой-то степени быть против отторжения нефтеносных регионов. Пусть даже и путем образцово-показательного референдума.

Одновременно у наблюдателей по всему миру теперь есть много поводов для размышлений. Естественно на тему того, в каком другом уголке мира и как скоро при помощи референдума крупные геополитические игроки начнут крушить старые и создавать новые границы. При этом к полутора десяткам мест, где передел возможен по инициативе доминирующих государств, следует добавить также еще два десятка территорий, которые отстаивают свое право на суверенитет еще со времен средневековья.

kuhar