Мнения

Новая европейская валюта

Артем Ильин, редактор отдела «Индустрия»

Еще совсем недавно большая часть информации о Китае ограничивалась знаниями из школьного курса истории. В незапамятные времена там изобрели порох и бумагу, а в частных дворах плавили чугун в меленьких доменных печечках.

За последние два десятилетия китайская продукция незаметно, но уверенно заняла прочное место в жизни каждого из нас. Сегодня в КНР производится все, начиная от детских игрушек и модных гаджетов и заканчивая автомобилями и промышленной продукцией.

Технологическая и производственная революция началась на рубеже 1980-1990-х гг., когда Китай стал одним из основных двигателей мирового потребления. Местная дешевая рабочая сила привлекала интерес практически всех крупных транснациональных компаний, которые переносили в КНР производство из Европы, Северной Америки и других более дорогих регионов. Здесь как грибы росли новые предприятия, создавались рабочие места, крепла китайская экономика.

В начале 2000-х гг. Китай стал одним из основных контрагентов отечественных металлургов, которые грузили огромные партии стального проката в адрес местных потребителей. Вот только в погоне за быстрой прибылью наши экспортеры не учли, что в итоге из украинской стали была построена китайская металлургия. И как только это произошло, КНР стала крупнейшим производителем металлопродукции, а чуть позже и ее экспортером, от настроения которого зависит уровень цен и потребления стали во многих регионах.

Стоит отметить, что сегодня Китай является законодателем мод практически на мировых товарных рынках. Аналитические агентства ориентируются на цены в портах Китая, от переговоров местных металлургов с австралийскими рудокопами зависят цены на железную руду во всем мире, а на технологических выставках посетителям из Поднебесной запрещено приближаться к технологическим новинкам, так как они умудряются по нескольким фотографиям сделать клон того или иного агрегата.

Роль КНР в мировой экономике сегодня столь высока, что экономисты всерьез говорят о придании юаню — денежной единице КНР — статуса новой мировой резервной валюты. И на фоне волнений с долларом и евро эти разговоры небеспочвенны.

О том, что китайские финансисты перешли от слов к делу, свидетельствуют даже европейские глянцевые издания. Недавно, листая бортовой журнал люксембургской авиакомпании Luxair, обратил внимание, что среди рекламы дорогих машин, русской водки, private banking и услуг по оптимизации бизнеса, выделялся слоган: «RMB-A New Currency In Town». RMB — это международный код юаня. То есть бизнесменам и политикам, летящим в Люксембург, ненавязчиво напоминают, что в местном филиале Банка Китая их ждет валюта, которая быстро приобретает статус международной. Не правда ли примечательное объявление для Великого Герцогства Люксембург, которое является одним из основных финансовых центров Старого Света?

Если мы экспортировали в КНР свои металлы, а теперь импортируем не только их, но и такой традиционный для Украины продукт, как гречневая крупа, то западные страны, которые финансировали становление экономики Поднебесной, получили свой, банковский ответ. Филиалы Банка Китая работают в России, Венгрии, Италии, Германии, Бельгии, Люксембурге, Франции и Великобритании. И это наверняка не предел, так что готовьтесь узнать больше о новейшей финансовой истории Китая.

ilyin_art