Олег Кильницкий, обозреватель отдела «Рынки»
«Сила правительства основана на невежестве народа, правитель знает об этом и поэтому всегда будет бороться против просвещения»,— писал Лев Толстой.
Утверждение классика можно распространить в большей или меньшей степени на все политические системы. Любая власть стремится в первую очередь к самосохранению. Поэтому судьба любого научного открытия зависит во многом от того, насколько оно отвечает политическим и экономическим интересам власть имущих.
В СССР, к примеру, боролись с генетикой и кибернетикой. Зато сталинское правительство не жалело ни кадров, ни ресурсов на создание атомной бомбы. Советскому Союзу, в отличие от США, применить ядерное оружие в военных целях, слава Богу, не удалось. Вместо этого «мирный атом» вошел в каждый дом и оказался впоследствии ключевым фактором сохранения независимости Украины и формирования класса отечественных олигархов за счет дармовой электроэнергии АЭС в 90-е гг.
Некоторые современные ученые говорят о замедлении научно-технического прогресса, а также сворачивании программ развития фундаментальных и прикладных наук с окончанием эпохи «холодной войны». Утверждение, следует сказать, спорное.
Безусловно, ведущие государства приостановили продвижение в таких мегазатратных проектах, как полет человека на Марс, а зарплаты ученых в наши дни зачастую уступают доходам таксистов. Однако означает ли это, что мир скатывается из эпохи НТП в эпоху интеллектуальной деградации и эмоционального отупения?
Скорее всего, нет. Просто за последние пару десятков лет наука еще более переориентировалась из милитаристской плоскости в сферу коммерческой привлекательности и практической полезности для человека. Важно лишь определить, где заканчивается наука и где начинаются инспирированные политиками псевдонаучные спекуляции, основанные на ничем не подтвержденных теориях, гипотезах, мифах.
Одним из мифов современности является угроза глобального потепления вследствие деятельности человека. Тезис об угрозе парникового эффекта легко подхватывают даже ученые-естественники. Мало кто задумывается при этом, что из общего выброса углекислого газа в атмосферу Земли — 750 млрд. т в год — на деятельность человека приходится всего несколько миллиардов. При этом не существует никаких доказанных фактов, позволяющих утверждать, что в эпоху печного отопления и подсечного земледелия человечество выбрасывало парниковых газов меньше, чем сейчас.
Еще одним мифом, распространившимся в ряде стран ЕС после «Фукусимы-1», является убеждение о недопустимой опасности атомной энергетики. Цивилизованная Германия рукоплещет решению Ангелы Меркель о закрытии АЭС. И невдомек при этом среднестатистическому немцу, что расположенные в Швеции или Голландии атомные станции, в случае гипотетической аварии, способны коснуться немецкой территории ничуть не хуже собственных. Однако решение принято, а значит тариф на киловатт/час в Германии, который уже и без того в два раза выше, чем во Франции, автоматически повысится еще на 30%.
Увы, политический популизм вместе с наивным доверием неосведомленных граждан к своим правителям имеет высокую цену.