Яна Беседа, специально для «і»
Вопрос «кто я?» начинает интересовать, а иногда и мучить каждого из нас в возрасте примерно трех лет. Особо упорных он мучает до самой смерти, но большинство находит определенную внешнюю привязку — идентитет, который позволяет им сделать окончательный выбор. Процесс нахождения ответа на вышеуказанный вопрос называется идентификацией. Она происходит на нескольких уровнях — начиная от личного и заканчивая общенациональным. Стандартная иерархия идентичностей структурно выглядит следующим образом: личная идентичность, групповая и общественная (национальная, политическая, наднациональная, региональная и т.д.). Первым термин «идентичность» ввел психолог Эрик Эриксон. Он уделил большую часть своей жизни исследованию личностной идентификации. Со временем этот термин начал активно использоваться в философии, социологии и политологии.
С точки зрения социологии, социализация и идентификация личности происходит под влиянием «значащих Других». Именно внешнее влияние помогает нам найти ответы на внутренние вопросы, и оно же ставит нас в жесткие рамки необходимости подчинения обществу. Несмотря на стандартные представления о доминантности личности над обществом в западной культуре, зарубежные исследователи однозначно утверждают, что формирование идентичности человека может происходить только в контексте его взаимодействия с социумом. Наибольший интерес представляют поиски политической или, как ее еще называют, национальной идентичности. Политическая идентичность представляет собой тот базис, на котором зиждется вся государственная легитимность. Особенно интересным, с точки зрения ученых, является анализ ситуации в обществах, которые находятся на переходном этапе развития. В ХХ в. можно было наблюдать процесс создания абсолютно нового вида государственной формы — наднационального Европейского союза.
Для того, чтобы сплавить абсолютно разные народы в единое монолитное устройство на основе европейской идентичности, было использовано несколько способов формирования идентичности. На первоначальных этапах развития ЕС считалось, что граждан нового образования можно объединить на основе совместных политических институтов — Европарламента, Совета Европы, Еврокомиссии и т.д. В момент, когда необходимость политического и экономического объединения превалировала, эти шаги были целиком оправданы. Но уже через десяток лет этого стало недостаточно. Тогда начала вводиться общая для всех стран-членов ЕС система права, которая определила ключевые принципы программы развития: совместный рынок, свободное перемещение товаров, свободное движение людей.
Это привело только к тому, что началась повсеместная миграция из более бедных стран в богатые, и усложнило процесс подсчета статистических данных. Люди же по-прежнему отказывались называть себя в первую очередь европейцами. Естественно, это не касалось новых стран-членов, граждане которых были готовы на все ради получения членства. На сегодняшний день вводится третья стратегия формирования европейской идентичности, основанная на общих европейских демократических ценностях. Похоже, что ЕС просто устал сопротивляться и дал всем желающим возможность пойти ва-банк. Именно поэтому количество публикаций, посвященных европейской идентичности украинцев, в последнее время возросло в геометрической прогрессии. А вдруг возьмут?