Мнения

Миражи с этикетками

Даниил Нестеров

Частенько доводится слышать, что какие отличные по качеству собственные торговые марки на полках магазинов. Якобы совсем не отличаются от аналогов и при этом стоят несколько дешевле. Так, по идее, сети проявляют свою заботу о потребителе в непростые времена, дают работу тысячам мужчин и женщин и заодно повышают свою маржу.
На поверку все зачастую не совсем так. В большей степени это применимо к продуктам, на которых почувствовать разницу довольно сложно. Например, подсолнечное масло. Производится его в Украине немерено, а потому экспортируется. Поэтому практически любой ваш выбор будет правильным. Но так происходит не всегда.

Бывает, вместо сметаны может попасться какая-то кисломолочная суспензия, от которой отказываются даже бездомные животные. Макарончики как-то апатично прилипают к стенкам кастрюли, сколько бы танцев с бубном не производилось вокруг кухонной плиты. Про сгущенное молоко я вообще молчу. Нормальная сгущенка стала сладким детским воспоминанием, а практически все, что стоит на полках, это скорее пальмовый эликсир, которым через пару оптимизаций можно будет смазывать петли на дверях и велосипедные цепи.

Еще круче с бытовой техникой и электроникой. Китайские рабочие с радостью нанесут на корпус девайса любое нецензурное слово и заполнят продукцией миллион сорокафутовых контейнеров. Что тут мудрствовать лукаво? Все что ни делается, делается в Китае. Казалось бы, выбор в сознании сводится исключительно к дилемме: бренд или no-name.

Но, оказывается, и здесь может быть пространство для правильного подхода. Как бы там ни было, производители всегда будут впаривать потребителю некие новые функции, которые частенько, мягко говоря, не нужны. Сколько оборотов выдает ваша стиральная машина на отжиме? 1200 или 1400? Круто! Прогресс заставляет производителей делать в барабане отверстия меньше, чтобы вещи не вылетали в бак. В то же время нормальный ритейлер просто обязан избавить вас от переплаты за функции космических кораблей, бороздящих сами знаете что. Причем думать не только об этом, а и «локализации» продукта с учетом нашей специфики.

Однако и покупатель должен помочь сформировать продавцам и производителям качественный ассортимент. Ведь требовательность и рациональность выбора клиентов — это все-таки основное условие развития того или иного рынка.

Почему, например, в Италии производят, вероятно, лучшую мебель и керамику в мире? Как известно, совсем не потому, что кто-то в далекие послевоенные годы вложил колоссальные инвестиции в эти две отрасли и объявил их развитие национальным приоритетом, который стоит щедро поддерживать налоговыми поблажками. Совсем нет.

Правильный ответ на вопрос состоит в том, что итальянцы, живущие посреди великолепных развалин былого величия сразу нескольких цивилизаций, просто отродясь не способны смириться с посредственными предметами в области интерьера.

Поэтому производители страны, основой бизнеса которых в период становления всегда является внутренний рынок, просто вынуждены были установить самые высокие в мире отраслевые стандарты, которые позже принесли им экспортные миллиарды.

Поэтому помогает украинской экономике не тот, кто покупает «Ставриду» и обреченно ее поедает. А тот, кто со скандалом требует от продавцов свежих устриц по цене невзрачной консервы.

nesterov