Мнения

Мир становится лучше

Человеку свойственно идеализировать прошлое. Еще Фукидид в своей «Истории» сетовал на падение нравов своего поколения, возводя в пример образцы благородного поведения марафонцев.

На протяжении тысячелетий поэты, историки и живописцы находили источники вдохновения в героических эпохах ушедших веков, где все было якобы настоящим, возвышенным и художественно выразительным. Отсюда следовал вывод: «Человек не меняется и не становится лучше». Технологический прогресс, мол, делает жизнь комфортнее, затушевывая истинную природную сущность человека, однако звериное начало в homo sapiens продолжает доминировать. Дарвинистские житейские взгляды на историю социума особо распространились на постсоветском пространстве в последние двадцать лет.

«В жизни побеждает сильнейший»,— можно услышать чуть ли не от каждой молодой особи, коротающей вечерок за стойкой бара в мечтах о непьющем, спортивном и безгранично щедром джентльмене за рулем дорогого авто, который скажет: «Я пришел, чтобы решить все твои проблемы», ничего не потребовав взамен.

Лично я подобным сравнениям человеческого общества со звериным ареалом всегда противился. Быть может, кому-то покажется старомодным, однако автор этих строк продолжает верить в научно-технический прогресс, который неминуемо влечет за собой прогресс гуманитарный.

За доказательствами далеко ходить не надо: в сегодняшней Европе не сжигают на кострах ведьм, а немцы с англичанами не травят друг друга газом в окопах, как это происходило всего каких-то менее ста лет назад. Соответственно, японцы не закапывают китайцев живьем в землю, предпочитая обмениваться со своими бывшими врагами технологиями и инвестициями, а украинцы и поляки не вырезают взаимно приграничные села по национальному принципу, совместно готовясь к проведению мирного спортивного мундиаля. Еще каких-то 70-100 лет назад мирная Европа или Дальний Восток казались чем-то из области фантастики.

Мои убеждения подтверждает и статистика. Если в 1861 г. средняя продолжительность жизни землянина составляла 35 лет при общей численности населения планеты 1,3 млрд. человек, то спустя 100 лет, в 1961 г., эти показатели достигли 52 лет и 3,2 млрд. человек. Прошло еще 50 лет, и уже в нынешнем, наступившем, году средняя продолжительность жизни возросла до 68 лет при общей численности населения Земли почти 7 млрд. При этом общее количество университетов в мире увеличилось в течение рассматриваемых периодов с 222 до 1131 и 8933. Соответственно, средняя урожайность пшеницы в передовых хозяйствах планеты возросла с 16 центнеров на гектар до 40 ц/га и до 80 ц/га. Если людей становится больше, живут они дольше и читают чаще, значит, человек становится лучше.

Сторонники применения законов дарвинизма к человеческому сообществу забывают, что человек, в отличие от животного, является существом мыслящим и социальным. И что люди, в отличие от зверей, способны не только видоизменяться под воздействиями природной среды, но и адаптировать эту среду к потребностям природы собственной. А посему остается пожелать читателям с верой и оптимизмом смотреть в будущее, которое, как известно, в наших руках!

Олег Кильницкий, обозреватель отдела «Рынки»

kilnitskiy