Мнения

Метрожлобство Майдана

Все знают, что такое жлобство, но в словаре этого популярного слова нет. Как всегда, приходит на выручку Жванецкий, вот его определение: «Жлобство — это не хамство, это то, что образуется от соединения хамства и невежества с трусостью и нахальством».

Вспоминается и строчка из песни-сказки Высоцкого: «Выходили из избы здоровенные жлобы, порубали все дубы на гробы». Это что-то противоположное красоте, тонкости, гармонии. Красота спасает мир, а жлобство гробит.

Проявляется оно по-разному. К примеру, заклеивать мраморные колонны рекламными постерами, как сделали на станции метро «Майдан Незалежности»,— это жлобство. Многие советские станции метро были стилизованы под древнеегипетские и древнегреческие храмы. Большевики разрушали храмовую культуру, и она ушла в «подполье». Это странно, но мы действительно из пространства самого доступного социального транспорта сделали храм культуры. Автомобилисты, не зазнавайтесь, даже экскурсии проводят в метро для иностранцев по некоторым станциям. В Москве несколько таких — похожих на Луксор или Парфенон. «Кропоткинская», например. У нас — «Майдан». Вы себе представляете, чтобы храм заклеивали рекламой? В Москве этого нет. Рекламы там, конечно, в метрополитене полно: в вагонах, на стендах, эскалаторе. Это нормально. Но непонятно, зачем ей заслонять мраморные плиты высокой степени обработки, позволяющей отчетливо видеть рисунок на камне?

«Майдан» — знаковое место. Открыта станция была в 1976-м. Белый мрамор, солнечная подсветка и похожесть на храмовый комплекс — в точности как сейчас. Была в смысле. Пока станцию впервые, спустя тридцать лет после открытия, тотально, со всеми колоннами-арками-перекрытиями не заклеили в 2007 г. Одним брендом. Потом его сменил другой. Жаль, пропал «бренд» «Майдана».

Кстати, не только снизу, но и сверху. По фейсбуку гуляет, собирая ностальгические слезы, снимок Майдана до его реконструкции экс-главным архитектором Киева Бабушкиным. Тогда он цинично утверждал: «Эйфелеву башню парижане вначале ругали. А потом привыкли». Прошло десять лет. Как выяснилось, к жлобству привыкнуть невозможно. Ни один человек, Сергей Васильевич, не высказался «за». И дело не в новшествах как таковых. В Париже, прямо в барочных двориках Лувра, расположены скульптуры contemporary art: на огромных блюдцах стальные, зеркально сверкающие шары. Архитектура барокко, со своими излишествами, отлично рифмуется с этими «простыми» фигурами. Может, потому, что в тех, наоборот, ничего лишнего? Значит можно гармонично, а не варварски соединить новое со старым?

И я не против рекламы как таковой. Я отдаю себе отчет, какую долю в доходах столичного метрополитена занимает продажа площадей под рекламу. И что метро стоит 2 грн., а не 4, в том числе, и благодаря ей. Но я за чувство меры. Я против того, чтобы рекламой в метро заклеивали окна. Пассажиры методично отдирают эти наклейки. Их шпандорят обратно. А чтобы высвободить побольше рекламной площади, сейчас на окнах дверей появились и непрозрачные карты метрополитена. На украинском и английском языках — для иностранцев. Теперь в ожидании «Евро-2012» света белого не видеть? Ребята, небо нельзя заклеивать! Это некрасиво, это жлобство. Хотя я уже предчувствую появление на окнах такой рекламы: «Красота спасет мир!», а внизу маленькими буквами — адрес косметического салона.

 

Константин Рылёв, обозреватель отдела «Государство»

rylev