Мнения

Кумиры по-донецки

Когда специалисты в донецком вопросе (как правило, ни разу не бывавшие в Донецке) говорят о специфике донецкой психологии, часто звучит слово «рабский».

Мол, тут испокон веков (аж 140 лет) и с молоком матери (отравленным отходами производства) впитывается жесткая субординация (которую позитивные эксперты называют «армейской», а негативные – «лагерной»).

В доказательство приводятся, помимо прочего, примеры феноменального по своей избыточности подхалимажа. Мол, именно в Донецке он достигает особенно гротескных размеров, превосходит все нормы и способен конкурировать с самыми невероятными эксцессами времен египетских фараонов и императора Гелиогабала. Вообще, к заявлениям экспертов нужно всегда относиться с уважением, но осторожно.

Светлые и темные лики

Самым ярким проявлением этого явления считается икона, на которой фигурирует Виктор Федорович Янукович. Как правило, при этом забывают сказать, что, кроме нынешнего президента, там фигурирует  нынешний  спикер Владимир Рыбак, а также еще несколько местных персонажей. Но главное — забывают сказать, кем была заказана эта икона.

Так вот, это произведение появилось в 2000 г. Янукович был тогда губернатором Донецкой области, а Рыбак — мэром Донецка. А заказал икону донецкий священник Василий Пантелюк. Причем представлял он совсем не православную церковь, и даже не Киевского патриархата. Пантелюк трудился в рамках греко-католической церкви, паства которой в Донецке, мягко говоря, не очень многочисленна.

В 2007 г. когда журналисты вытащили историю с иконой на свет Божий, вынужден был давать разъяснения сам глава Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар.

«Это старинный церковный обычай, который дошел до нас из глубины веков. В те времена – это были короли, князья, и прочая знать. В наше время, местной знатью можно считать государственных чиновников. Когда строилась церковь в Донецкой области, главой донецкой областной государственной администрации был именно Виктор Федорович Янукович. Вот таким образом он и попал на икону», — сказал он тогда.

Кстати, есть аналогичный пример с противоположным совершенно знаком. Году этак в 2009-м на сводах греко-католической церкви Архистратига Михаила в селе Верин подо Львовом появилась фреска, на которой по правую руку от Богородицы изображены Виктор Ющенко с женой Екатериной и сыном Тарасом.

«Ющенко с женой и младшим сыном символизируют украинскую семью, святое семейство», прокомментировал местный священник. Сенсации это сообщение не произвело. То ли дело — икона с Януковичем, так удобно ложащаяся в стереотип о рабской психологии!

Хорошего человека должно быть много

Есть еще аргументы в тему. С ними тоже не поспоришь. В Донецке именами живых людей называют улицы и им ставят памятники.

С улицами пример один, но совершенно бронебойный. Это улица имени Ефима Звягильского, она ведет к микрорайону Новая Гладковка, застроенному в значительной степени многоэтажными домами шахты Засядько в то время, когда Ефим Леонидович был там директором.

До начала века улица носила имя Александра Семеновича Ионина, русского дипломата и путешественника. Он был знатоком Черногории и Бразилии, но никак не Донбасса. Поэтому его имя с карты города убрали без сожаления. Звягильский — другое дело. И отношение к Донбассу налицо, и фигура весомая.

Насколько уникальна практика присвоения улицам имен живущих? Достаточно необычна, но встречается. Например, в городе Усть-Джегут одну из улиц назвали именем Димы Билана, уроженца этого города. В польском городе Румин одну из улиц предложили считать улицей Мадонны (не той, а этой, Чикконе). А в Манчестере целый парк собираются поименовать в честь Дэвида Бэкхема.

Мы памятник ему…

Перейдем теперь к памятникам живущим. Их в Донецке два. Появились они лет 10-15 назад, сначала — в честь легкоатлета Сергея Бубки, потом — в честь певца Иосифа Кобзона.

Известно, что Кобзон не слишком-то восторгался этой честью, и даже пробовал протестовать. Но разве победишь непобедимое донецкое гостеприимство? Забавно, что Иосиф Давидович ни дня не жил в Донецке, но является уроженцем области. Донецкие власти всегда любили Кобзона какой-то чрезмерной любовью, и это передается у них из поколения в поколение.

Памятники Бубке и Кобзону подвергаются неизменному осмеянию как свидетельства донецкой страсти создавать себе кумиров и молиться на них. Но оглянувшись вокруг, мы увидим, что «город миллиона роз» совсем не одинок в данном вопросе.

Мы легко обнаружим прижизненные памятники Арнольду Шварценеггеру в Коламбусе, Сильвестру Сталлоне в Филадельфии, Вуди Аллену в Овьедо и совсем недавно открытую статую сэру Алексу Фергюсону в Манчестере (опять Манчестер!). Список далеко не полный.

Ангелы, куклы и прочие люди

Есть попытки прославления живущих и несколько иного рода. При желании, можно считать их даже творческими. Вот, донецкая писательница Анастасия Федоренко (ранее известная как самая юная фотохудожница в истории города) написала книгу «Донецкий ангел», в котором сделала работу за Рината Ахметова – сочинила стихи, составленные из его высказываний (а потом, при выпуске аудиокниги,  напела на них песню, конечно).

Ахметов, услышав об этом, удивился и как-то не очень обрадовался…

Но, кстати, стремление сделать приятное Ринату Леонидовичу мы видим в самых разных регионах Украины. На местах, они приобретают специфические локальные формы. Так, известный одесский мастер по изготовлению кукол Михаил Коломей соорудил несколько композиций с куклами Ахметова в компании великих писателей – Достоевского, Шекспира…

Как это случается в Одессе, трудно было понять, чего в этой акции больше – стеба или подхалимажа. Скорее всего, как обычно, есть и то, и другое.

Собираются ли что-то предпринять по поводу Ахметова в Манчестере? Пока такой информации не поступало, но давайте подождем и посмотрим.

За своих

Что можно констатировать, подводя черту? Что в Донецке стремление прославить живущих (или, если хотите, сотворить себе кумиров) действительно существует. И, хотя оно присуще человечеству вообще (а Манчестеру в особенности), все-таки надо отметить, что в Донецке оно проявляется особенно концентрированно.

А вот сводить ли это к рабской психологии – вопрос другой. Можно трактовать это и совсем иначе. Тот, кто жил в этом городе, знает, как невероятно развито здесь чувство своего. Донецк был составлен из отдельных рабочих поселков, где сплоченность равнялась необходимости (иначе можно было не выжить).

И даже покидая эти поселки (перемещаясь в центр города или в другие города), люди сохраняли психологию своей молодости. Поэтому так стоят за своих в любом деле, не только в драке. Поэтому и не знают чувства меры в восхвалении и продвижении своих.

Какую из причин «сотворения кумиров» принимать — решать вам.

e.yasinov