Мнения

Коммунисты хотят крови

Андрей Деркач, заместитель главного редактора

Лидер украинских коммунистов Петр Симоненко с товарищами Игорем Алексеевым и Валерием Бевзем зарегистрировали законопроект о возвращении смертной казни в Уголовный кодекс страны. Список преступлений, за которые предлагают казнить, достаточно длинный. Здесь не только умышленное убийство, но и терроризм, бандитизм, разбой, торговля людьми, контрабанда наркотиков и… взятки. Именно последнее в списке преступление должно вызвать широкую поддержку среди по-советски мыслящей части населения страны.

Очевидно, пример китайских «товарищей» повлиял на воображение отечественных последышей Сталина. Но вот поинтересоваться результативностью смертной казни как меры, направленной на искоренение преступности, коммунисты не потрудились. В Китае как брали взятки, так и берут, несмотря на угрозу физического уничтожения взяточника. В Иране, как, впрочем, и в некоторых других исламских странах, смертная казнь, кроме других преступлений, предусмотрена за торговлю и контрабанду наркотиков. Несмотря на это, извести наркоторговцев не удается.

Украина после вступления в Совет Европы объявила мораторий на применение смертной казни, а в 2001 г. в новой редакции Уголовного кодекса этого вида наказания уже не было. Главная идея противников физического уничтожения преступников — непоправимость судебной ошибки в случае вынесения приговора невиновному. Украинское правосудие, известное своей коррумпированностью и низкой квалификацией судей, не готово гарантировать объективное рассмотрение дел по тяжким преступлениям. Давно обещанный обществу суд присяжных так и не заработал. А случаи вынесения приговоров, по которым за решеткой оказались невиновные, не являются в нашей стране исключением.

В неэффективности украинского следствия и низком уровне подготовки оперативников и дознавателей мне довелось убедиться в бытность соавтора законопроекта генерал-лейтенанта милиции Валерия Бевза руководителем Черниговского областного управления МВД. В 1997 г. из тамошнего художественного музея была похищена неизвестными злоумышленниками коллекция западноевропейского искусства стоимостью более $1 млн. В первые несколько дней после преступления доблестные подчиненные генерала Бевза задержали сотрудницу, которая посвятила несколько лет исследованию коллекции. Было очевидно, что сотрудница не имеет отношения к похищению, и ее пришлось выпустить. После нескольких недель имитации бурной деятельности милиция тихо похоронила дело. А сам генерал Бевз в одном из интервью местным коллегам нехотя признал — взяли ложный след и потеряли время.

С тех пор, а прошло больше 10 лет, по мнению многих специалистов, уровень профессионализма в МВД, да и в прокуратуре, стал еще ниже. Но генерала Бевза это не смущает — он вместе с товарищами по партии инициирует введение смертной казни. Похоже, украинские сталинцы верны заветам старших товарищей. В тридцатые годы считалось, что ради наказания одного виновного можно наказать сколько угодно невиновных. Есть два объяснения инициативы коммунистов: или коммунисты соскучились по пьянящему запаху человеческой крови, или намерены во что бы то ни стало поссорить Украину с цивилизованным сообществом, которое отказалось от смертной казни полностью либо идет к ее запрету.

derkach