Мнения

Какое у нас лицо

Елена Шкарпова, заместитель главного редактора

На днях было представлено масштабное исследование о финансовой грамотности украинцев. Вывод исследования — украинцы практически ничего не знают о финансовых услугах, мало пользуются ими и совершенно ничего не знают о своих правах при использовании этих услуг.

По результатам исследования был проведен круглый стол: представители коммерческих банков и госорганов рассуждали на заданную тему.

В ходе этой встречи прозвучал окончательно надоевший мне тезис, а именно: в том, что украинцы плохо разбираются в финансовом рынке и собственных правах на этом рынке, виноваты журналисты. «Журналисты обязаны так преподносить свой материал, чтобы клиенты полностью понимали суть финансовых услуг»,— сказал представитель Национального банка.

Журналисты виноваты во всем и всегда. Эту аксиому за годы работы в журналистике я выучила назубок. К примеру, когда валилась гривня в конце 2008 г. по вине НБУ, не предусмотревшего отток капитала,— виноваты были журналисты. А вспомните, сколько раз высказывалась мысль о том, что Георгий Гонгадзе виноват в собственной смерти.

Впрочем, в России аналогичное отношение к прессе: есть немало приверженцев того мнения, что зверски избитый журналист Олег Кашин пострадал заслуженно — мол, сам напросился…

Многоуважаемые читатели деловой прессы! Во-первых, вы сами загнали нас в ситуацию, когда мы пишем о том, что вам выгодно сказать, а не о том, что интересно и важно обществу. Вы выстроили непробиваемые стены из собственных пресс-служб: поди достучись хоть до кого-нибудь!

Во-вторых, журналистика давно перестала быть четвертой властью, забудьте об этом. Ничьи умы формировать мы не собираемся, а тем более кого-то учить жизни (и в том числе финансовой грамотности, кстати).

В-третьих, вы забываете о том, кто сегодня работает в журналистике. Я вам напомню: это дети 20-25 лет отроду, толком не видевшие жизни. Куда деваются старые кадры? В первую очередь уходят в пиарщики — благо вы, господа руководители и собственники компаний, вдруг решили, что вам никак не обойтись без пресс-секретарей, бренд-менеджеров, продукт-менеджеров и прочих эккаунтов. Какую глубину мысли вы хотите прочитать в статье журналиста 22 лет?

Впрочем, все перечисленное выше — неважно. Забудьте этот мой плач Ярославны о кадрах в профессии и о злых пиарщиках. Главное другое. Журналист — это не только член общества, но и его отражение. Журналист — передатчик информации, информатор. Естественно, при передаче информации она меняется: приобретает другие оттенки, новые акценты, но суть ее не меняется. Мы просто передаем информацию от одних членов общества к другим. Не более того. Что мы можем сделать с зеркалом, если оно показывает ТАКОЕ лицо?

И вы наверняка знаете, насколько это лицо страшное. А если еще не знаете или забыли, то очень советую посмотреть серию короткометражек Working Man’s Death от телеканала «Аль-Джазира». Серия об Украине повествует о том, в каких нечеловеческих условиях несколько наших с вами соотечественников в возрасте 40-50 лет добывают уголь на заброшенной шахте в Луганской области…

shkarpova