Мнения

Как распилить историю

На территории восточной Украины промышленное производство чугуна началось приблизительно в конце 18 в.

Первые предприятия до настоящего времени, к сожалению, не сохранились. Но буквально через два месяца старейшему украинскому металлургическому заводу исполнится 140 лет — немалый срок даже по мировым меркам.
Его первым управляющим стал английский подданный Джон Юз, а селение, образовавшееся вокруг предприятия, получило название Юзово, или Юзовка,— сейчас это Донецк, деловая столица Украины. По примеру Юза в земли современного Донбасса начли поступать инвестиции из Бельгии, Франции, США и других западных стран, что послужило «трамплином» для развития региона. После Октябрьской революции 1917 г. иностранных инвесторов изгнали, но развитие края не остановилось — во время индустриализации одно за другим появлялись новые предприятия.

Акцент на промышленную историю и давние связи с западным миром могли бы стать неплохим катализатором для развития юго-восточной Украины в период независимости. Но складывается впечатление, что нынешние собственники металлургических предприятий стараются сделать все, чтобы стереть из памяти информацию о славном прошлом своих заводов. Это удивляет, так как во многих странах мира связь с историей является катализатором для развития науки, туризма, проведения культурных и образовательных мероприятий.

Даже в Западной Европе, которая изобилует многовековыми замками и дворцами, ухоженными парками и горнолыжными курортами, собственники не спешат резать на металлолом отработавшие свой ресурс доменные печи и прокатные станы. Например, в Германии есть два огромных ландшафтных парка, созданных на базе остановленных металлургических заводов — Duisburg-Nord и Völklingen Ironworks. Второй даже входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На территории комплексов организованы маршруты для туристов, есть музейные залы, проводятся художественные экспозиции, культурные и спортивные мероприятия и много других развлечений для туристов. Не «гнушатся» подобным применением промышленных агрегатов и в благополучном Люксембурге, где на базе нескольких цехов металлургического завода Esch Belval создается мультифункциональный комплекс, в котором найдется место для учебных корпусов Университета Люксембурга.

Подобных объектов по всему миру более десятка, и Украина с легкостью могла бы войти в число стран, открывших свою промышленность для туристов. Но у нас остановленное предприятие или цех оцениваются как источник сырья, который здесь и сейчас позволит сэкономить несколько сот тысяч долларов на закупку стального лома.

Недавно с удивлением узнал, что количества металлолома, который получится от демонтажа мартеновского цеха одного из украинских меткомбинатов, хватит приблизительно на 10-15 суток работы конвертерного производства. То есть менее чем за месяц в топку уйдет история, создававшаяся годами. А через несколько десятков лет об этом и других подобных предприятиях будут помнить ненамного больше, чем, например, о Луганском доменном заводе, история которого закончилась в 1799 г. При этом на западной Украине туристы и сегодня могут прикоснуться к 200-летним доменным печам.

Артем Ильин, редактор отдела «Индустрия»

ilyin_art