Мнения

Как оппонентов сделать союзниками

Сергей Яременко, советник министра экономики

Как ни парадоксально, но Украина глубже интегрируется в экономику Европы, вступив в Таможенный союз, нежели непосредственно находясь в Зоне свободной торговли (ЗСТ), по очевидным причинам.
Россия и Казахстан, последовательно уничтожая свою промышленность, превращаются в огромного потребителя как товаров народного потребления, так и технологий (инвестиций). При этом, будучи экспортером нефти, газа и полезных ископаемых за счет значительных валютных поступлений, является надежнейшим плательщиком, что редко для нестабильных экономик. Кроме того, замена практически всей постсоветской инфраструктуры делает этот рынок растущим на фоне всеобщего спада.

Поэтому развитые экономики, в том числе и Европа, максимально заинтересованы, наряду с прямой продажей готовых товаров, в инвестициях на территории Таможенного союза (или ЕЭП).
В случае присоединения к ЗСТ Украина станет неинтересной для Европы, так как вместе с ней будет находиться вне пределов Таможенного союза (за таможенным барьером, в одинаковых ценовых условиях на энергоносители и т.д.— Авт.).

Собственные же валютные поступления Украины, за вычетом критического импорта, вычеркивают ее из числа важных рынков сбыта.

Таким образом, в случае вступления в союз, именно Украина неизбежно должна стать объектом для европейских инвестиций как наиболее удобная площадка для захвата рынка сбыта в странах Таможенного союза. Причины понятны — крайне удобное географическое положение, развитая инфраструктура и освоенность территории иностранцами.

Если добавить очевидные преимущества в ценах на энергоносители и сохранение единого промышленного комплекса, который исчезнет в рамках ЗСТ за ненадобностью, то выбор очевиден.
Вполне уместно аргумент оппозиции о необходимости евроинтеграции может быть использован в качестве доказательства того, что более интенсивно этот процесс будет проходить в рамках членства в Таможенном союзе. Таков геополитический парадокс.

reporter