Кремль объявил Киеву итальянскую забастовку. Кто забыл напомню, что это такая работа, которая предусматривает совершенно буквальное следование всем инструкциям. По форме вроде все правильно, а по существу имитация деятельности.
Компания «Метинвест» Рината Ахметова сообщила, что с 13 августа в отношении продукции фирмы на украинско-российской границе начали проводиться дополнительные мероприятия по таможенному контролю. Речь идет о сплошном досмотре с перевзвешиванием всего поступающего металла, тогда как ранее таможенный досмотр в отношении продукции «Метинвеста» и других импортеров осуществлялся выборочно и количество досматриваемых вагонов с продукцией компании не превышало нескольких штук в квартал.
Таким образом, формально не прицепишься: они делают все по правилам. Но де факто это значительно замедляет прохождение украинской продукции на территорию России.
К «Метинвесту» присоединилась Федерация работодателей Украины, возглавляемая Дмитрием Фирташем. Она заявила, что России включила всех без исключения украинских экспортеров в перечень «рисковых», остановив тем самым на неопределенное время поставку товаров с Украины.
При этом формально никакая блокада не объявлялась. Посему жаловаться либо в международные суды , либо во Всемирную организацию торговли у Киева нет оснований. Да и предыдущая практика показывает, что он не стал бы это делать.
Фактически все наблюдатели сходятся на том, что это болезненная реакция Кремля на движение Киева в сторону Европейского союза. Кажется, он исчерпал все аргументы по втягиванию Украины в Таможенный союз и теперь применяет единственный оставшийся метод: торговую войну.
Выглядит, конечною, внушительно. Перекроют якобы доступ на российские рынки нашим товарам. Наши предприятия не только будут терпеть убытки, но и сокращать производство, увольнять рабочих – а это создаст дополнительно еще большее напряжение в обществе.
Но ничто не ново под луной. Это уже было, было… Помнится, когда бывшие советские республики Латвия, Литва и Эстония двигались в сторону ЕС, то Россия тоже применяла экономические санкции. Например, в 1998 г. Москва заявила о сокращении транзита российских нефтепродуктов через латвийский порт Вентспилс.
Однако эта мера провалилась. По очень простой причине: экономический бойкот был невыгоден российским компаниям. Объем прокачки нефти поначалу несколько сократился, но в конце-концов превысил показатели предыдущего года.
Нечто подобное происходило и в отношении Литвы и Эстонии. Попытки навязать дружбу силой провалились. Балтийские страны дружными рядами оказались под крылом у Брюсселя.
Доктор экономических наук Владимир Черняк в разговоре со мной сказал, что скорее всего эта блокада не будет продолжаться долго. Ведь не только Украина заинтересована в российском рынке, но и российские предприниматели заинтересованы в украинской продукции.
Можно предположить, что нужда заставит их давить на собственное правительство, чтобы оно прекратило заниматься политиканством и возобновило нормальный пропуск украинской продукции.
Чем агрессивнее Москва пытается склонить Киев к браку в рамках Таможенного союза, тем больше у украинцев открываются глаза, тем меньше им хочется попадать в железные объятия «братской» державы.
А тут еще коварный батька Лукашенко выдал на гора новое обвинение Кремлю. Он сказал, что Таможенный союз не функционирует, а Россия не выполняет данные обещания при запуске этого проекта и «есть команда Белоруссию не пущать на российский рынок».
Выходит, что Минск, сторонник Таможенного союза, страдает не меньше, чем подлый Киев, ползущий к Брюсселю. И видно, что нет у Москвы привлекательных предложений для Украины. И понятно становится, что никакие торговые войны не остановят движение Киева на Запад.
Так что, скептики, не бойтесь: прорвемся!