Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»
Германская компания Aldi — один из мощнейших европейских ритейлеров. Монстр дискаунтеров и собственных торговых марок. Эти товарищи знают толк в своем бизнесе и даже в кризис не рыдали горькими слезами над сжимающимся потребительским спросом.
Они сделали испуганному и очень экономному потребителю предложение, от которого он не смог отказаться. В Aldi начали штамповать небольшие магазины а-ля «возле дома». У них не было вопросов, чем заполнить полки, чем привлечь потребителя и чего бы еще такого сделать, чтобы к нам пришли за покупками. Они просто на 90% набили полки private labels и просто позволили всем делать то, что они так сильно хотели. Экономить!
Это была одна из самых ярких антикризисных идей. Ничем не хуже идут дела у них и сейчас. При этом компания оставалась максимально закрытой для всего остального мира. Никаких комментариев, никаких пресс-релизов и прочих сентиментальностей. Все, что вы могли сделать у них на сайте, это подписаться на унылую рассылку с ценовыми предложениями. Если вам вздумалось связаться хоть с кем-то, то никакие формы обратной связи, никакие адреса электронной почты и телефоны вам бы не помогли!
Даже немецкие журналисты в одной из статей удивлялись этой закрытости компании. История гласит, что после долгих трудов им удалось добиться, чтобы их соединили с некой сотрудницей, которая отвечает за связи с общественностью. В ответ на вопрос, куда бы они могли направить информационный запрос по поводу деятельности компании, девушка рассмеялась и сказала что-то в духе: «Направить-то вы его можете, но ответ будете ждать очень долго». Журналисты вопрошали: «Зачем Aldi еще и PR-менеджер?». И все у компании было хорошо.
И тут — бац! — свершилось! Недавно в Aldi Nord заявили, что начали консультации сразу с несколькими консалтинговыми агентствами на предмет того, каким образом можно сделать компанию более открытой. Причем процесс начался еще до безвременной кончины одного из основателей компании Тео Альбрехта.
В наших широтах подобных компаний все еще предостаточно. Недавно директор по внешним связям одного из дистрибуторов электроники и бытовой техники по телефону заявил: «Не знаю я никаких «Экономических известий»! Ничего я вам не дам! У меня ребята в бизнесе! Жара! Они горят! А вы тут!».
Хотя позиция молчания — тоже позиция. Но довольно часто коммуникации компании оказываются в ведении тех людей, которые не заинтересованы в диалоге или коммуникации с окружающим их миром.
Поиск заинтересованных в коммуникации лиц приводит к тому, что «связисты» иногда смотрят в газету и удивленно видят, как их шеф выполняет за них их работу. Тогда и возникают основные трения между пиарщиками и журналистами, которые приводят к бесконечной дискуссии и мелкой вражде, как между кошками и собаками.
Связи с общественностью хотя уже давно и перестали быть диковинкой, но, тем не менее, все еще типичной является ситуация, когда компании годами повторяют ошибки друг друга, последовательно занимая весь набор неправильных позиций по отношению к внешнему информационному полю.