На прошлой неделе в День прав защиты потребителей общественные активисты движения «Не будь байдужим» вручили антипремию «Гнилой кабак».
Получил ее ресторан «Мураками», расположенный возле станции метро «Золотые ворота» в Киеве. Это награда вручается, как говорят инициаторы премии, наиболее украинофобскому заведению общественного питания. Номинантами становятся кафе, бары и рестораны, в которых к правам украиноязычных граждан относятся особенно небрежно, игнорируют жалобы и просьбы, хамят и отказываются обслуживать клиентов на украинском языке.
Людям, которые не очень интересуются языковой проблематикой, это может показаться глупыми играми патриотов, каким-то нелепым продолжением парламентариев-борцов за русский язык, но только с противоположной стороны. Дескать, людям не фиг делать — вот они и маются дурью.
Отношению к этому зависит от мировоззрения. Есть люди, которым все равно, на каком языке их обслуживают. Но есть значительная часть наших сограждан, считающая, что ее должны обслужить на языке клиента. В данном случае речь об украинском языке.
Они считают тем более унизительным, что они в Украине не могут получить обслуживание на государственном языке. Они считают, что к украиноязычным гражданам относятся, как к второсортным. При этом они не отрицают права других граждан получать обслуживание на том языке, на каком они считают нужным.
Я в свое время почти год жил в Канаде, в двуязычном Монреале. Там, если не владеешь обоими бытующими в городе языками — французским и английским — тебя просто не возьмут на работу в сферу обслуживания. Язык там считается и способом обмена информацией, и элементом уважения к клиенту.
Это, в принципе, норма цивилизованных стран: обслуживать на том языке, на котором вы пожелаете. Естественно, речь о бытующих в тех странах языках. Никто в Киеве не ожидает, что вас обслужат на суахили.
К сожалению, в нашем бизнесе далеко не всегда присутствует понимание этого. Например, когда-то в одном из банков мне объяснили наличие бумажной рекламы исключительно на русском языке тем, что русский, дескать, и так все знают, а украинский — не все. Поэтому нет смысла тратиться на украинский.
Но активисты вышеупомянутой акции, скорее всего, скажут, что язык это не банан и не помидор, что к нему нельзя относиться сугубо по-рыночному.
Но такие аргументы действуют у нас далеко не на всех — потому, требующие уважения к себе и своему языку граждане, и проводят такие акции. Они привлекают внимание общественности и предпринимателей к этой проблеме.
Мне приходилось также слышать мнение, что подобные акции являются давлением на частный бизнес. Он якобы неприкосновенен, и никто не имеет права ему указывать, как ему работать, на каком языке обслуживать клиентов. А не нравится — идите в другое заведение.
Но в данном случае речь идет о бизнесе, который не является закрытым. Он публичный, он обслуживает клиентов. Посему недовольные клиенты имеют право высказать свое отношение к некачественному, по их мнению, обслуживанию. При этом законов они никаких не нарушают. На собственность чужую не посягают. Достоинство ничье не унижают.
Все что нужно сделать собственникам — прислушаться к мнению граждан. И тогда необходимость вручать «Гнилой кабак» отпадет сама собой.