Яна Беседа, специально для «і»
Философов часто упрекают в продуцировании огромного количества бездоказательных теорий, которые не приносят обществу никакой пользы. На самом деле, даже в раннем Средневековье философы, будучи представителями прогрессивной науки, формулировали такие идеи, что и современные физики не смогут достойно их опровергнуть. А в том, что касалось вопросов соотношения философии (науки) и религии, им и вовсе не было равных. Основные принципы «темной» Средневековой науки — теоцентризм, когда в центре мироздания находится Абсолют — начало, творящее мир из ничего, креационизм — принцип понимания мира как созданного Богом, и провиденциализм — система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Творец религиозной философии Фома Аквинский затрагивал такие проблемы мироздания, которые не снились нашим мудрецам. В центре его учения, основанного на синтезе католичества и античной философии, — проблема структуры Вселенной. По его мнению, мир являет собой иерархию ступеней бытия. В самом низу находится материя и ее проявление — природа, на недосягаемой высоте — абсолютное божественное сознание, способное творить и управлять миром. Аквинский считал, что конечной целью любой жизни является Бог, которого невозможно познать жалким человеческим разумом. Познать Абсолют можно лишь через истины откровения, почерпнутые из Священного письма. Ученый добился устранения противоречий между философией и теологией, разграничив области их применения на природную и божественную, соответственно, обеспечив науке и философии возможность автономного развития в противовес подчинению религии.
К началу ХХ века философия (наука) и теология разошлись настолько далеко, что возникла необходимость поиска точек соприкосновения. Тейяр де Шарден, представитель неотомизма, создал собственную теорию космогенеза, отрицая единоразовый акт сотворения мира. С его точки зрения, современная наука убедительно доказала эволюционную теорию. И все же этому французу удалось создать гениальную схему космогенеза, синтезировав религию и философию. Вселенная развивается в три этапа: преджизнь (физическая оболочка), жизнь (органическая оболочка), мышление и сверхжизнь. Именно на предпоследнем этапе появляется человек, концентрируя в себе психическую энергию, создавая ноосферу и персонализируя мир. Жизнь всех организмов, способных к мыслительной деятельности, приводит к достижению «точки Омега», центра Вселенной, которая символизирует Христа, вовлеченного во Вселенную и одновременно трансцендентального к нему. Тейяр де Шарден считал, что существуют два вида энергии, поддерживающие эволюционные процессы — тангенциальная, которая обеспечивает единство без изменений, воплощая закон сохранения энергии и принцип энтропии, и радиальная энергия — обеспечивающая постоянное движение всех организмов вперед и вверх. Таким образом, Вселенная будет находиться в процессе накопления духовной энергии до самой «точки Омега», где сольется с божественным началом, растворившись и дав начало новому миру. Ни одно научное исследование не сможет сравниться с силой божественной природы воображения, дающего людям надежду на достойное завершение их бытия.