Мнения

Двуликий Левочкин

Юрий Луканов, специально для «i»

Недавно выяснилось, что на официальных церемониях нарушается протокол: вторым после президента Виктора Януковича стоит глава его администрации Сергей Левочкин. Он располагается даже перед министром иностранных дел Константином Грищенко.
Похоже, пришла пора актуализации анекдотов типа: «Вопрос: «Кем работает Виктор Янукович?», ответ: «Президентом в администрации Сергея Левочкина». Напомню, что такие анекдоты рассказывали о Леониде Кучме и главе его администрации Дмитрии Табачнике. Табачник тоже пытался закрепиться в сознании соотечественников как второе лицо государства. Народный депутат Сергей Аксененко обращал внимание, что в новостях первого канала страны сохранился сюжет, где иностранных гостей встречали глава Верховной Рады и премьер-министр. Голос за кадром сообщал, что в церемонии приняли участие глава президентской администрации Дмитрий Табачник и другие официальные лица. Трудно предположить, что такой акцент журналисты сделали по собственной инициативе.

Разница между бывшим главой АП и нынешним заключается в том, что у Табачника очевидно зашкаливало тщеславие. Он любил демонстрировать свою власть по поводу и без. Дошло до того, что ему вне очереди присвоили звание полковника запаса. Это вылилось в очередной скандал, коих случалось множество. В конце концов Кучма отправил Табачника в отставку. Левочкин же — человек почти невидимый. И этим похож скорее на Виктора Медведчука. Глава аппарата президента светится лишь в ключевые моменты, чтобы продемонстрировать свою близость к Януковичу. Старается не участвовать в публичных конфликтах.

Единственный запомнившийся инцидент — с Нестором Шуфричем, который ударил по лицу тогда еще будущего руководителя Администрации президента. Левочкин не ответил тогда ударом на удар и не стал комментировать это событие. Приближенные к власти люди говорят, что он расплатился с Шуфричем, которого без объяснения причин отправили в отставку с должности министра чрезвычайных ситуаций.

Принципиальная разница между Левочкиным и Табачником в том, что Табачник, как и его патрон Кучма, не был представителем определенной группировки. Тогда президент находился над схваткой, уравновешивая интересы разных финансово-промышленных групп. Табачник следовал в русле такой политики. Его конфликтность была не следствием отстаивания интересов каких-то групп, а исключительно его субъективных характеристик.

Левочкин тесно связан с компанией «РосУкрЭнерго» (РУЭ), ставшей притчей во языцех. После отмены конституционной реформы 2004 г., когда к президенту, а значит и к руководителю его аппарата, вернулись полномочия Леонида Кучмы, опора в виде РУЭ позволяет иметь гораздо большее влияние на украинскую политику, чем мог себе позволить Табачник и даже Медведчук. Впервые доминирующее положение в стране получила даже не партия, а бизнес-группа. У нее свои интересы, которые, как в истории с решением Стокгольмского арбитража, в конфликте с интересами государства. Кто окажется сильнее — Левочкин-лоббист или Левочкин-чиновник — станет понятно уже в ближайшем будущем.

lukanov