Даниил Нестеров, корреспондент отдела «Рынки»
Статистика многие десятилетия в наших землях была наукой первостепенно важной и значимой. Что можно противопоставить холодным непредубежденным цифрам? Только двойное усердие и ударный труд в достижении полной электрификации, телефонизации и построении коммунизма.
Шли годы. Коммунизм оказался вечно удаляющейся точкой на горизонте, а памятники выдающимся вождям и образчики социалистической индустриализации ушли на черный и цветной лом. Казалось, флер былых лет развеялся по украинской степи и затаился в запыленных архивах, в которые вхожи только научные сотрудники и кандидаты в кандидаты наук.
Ан нет! Заветы Ильича только на первый взгляд могут считаться устаревшими и архаичными. Но как бы не хотелось нашим врагам — они живут. Причем прижились они в самом сердце рыночной заразы в дебрях дикого фраппирующего капитализма.
Помнится, Ленин завещал нам, что «коммунизм — это в первую очередь учет и контроль». Подставьте вместо коммунизма название любой науки, и вы поймете, что вождь мирового до сих пор зрит в корень. Правда, если подходить к той же статистике с позиций Ильича, то она моментально превращается из науки в андерграундный эзотерический культ и даже ритуал, доступный узкому кругу избранных. А самым авторитетным из мудрых старцев по праву считается тот, у кого бубен больше.
Причем речь сейчас даже не столько об экзерсисах Госкомстата, порицаемого на протяжении последних нескольких лет. Речь о таком показателе, как спрос. Казалось бы, что тут эзотерического — посчитать в штуках или деньгах и сопоставить. И все сразу станет понятно.
Другое дело, что этот спрос слишком разнообразно себя ведет. И раздвоением здесь дело не ограничивается. Начинает все Госкомстат, который упорно регистрирует прирост товарооборота. Потом приходят вести о небывалом росте рынка бытовой техники и электроники. И Украина, рухнувшая на 17% ВВП, оказывается, уделала весь мир, в том числе и старушку Европу.
При этом продавцы продовольственных товаров настаивают, что никакого восстановления спроса нет и в помине. Его даже не предвидится. Да, есть инфляция, молочко подорожало, крупы и далее по списку. То есть проценты в тарелке простого потребителя не оседают.
Не будем в очередной раз беспокоить прах Абрахама Маслоу, но не верится, что люди, оставляющие в супермаркете 200 грн. вместо ста для покупки необходимого перечня продуктов, ни с того ни с сего ломанулись закупаться холодильниками, стиральными машинами, микроволновками и новомодными планшетными ПК за $1 тыс. Ну, не верится, что больше чем у половины населения жизнь улучшилась.
Вот тут-то на авансцену выходят шаманы с бубнами, дабы, глядя на отблески костра на стенах пещеры, возвестить нас о благом росте и небывалом подъеме. Заклинания роста становятся стандартным ритуалом. Всякая статистика и исследования превращаются из высокоинтеллектуальной доктрины в доморощенные заклинания потребителя.
Шаманы, вы думаете ваши бубны еще работают? Ответьте себе на вопрос: хотят ли люди покупать украинский сыр по ценам французского или квартиры напротив кладбища в кредит под 30% годовых?