Мнения

Борьба по отраслевому признаку

Еще не стерлись из памяти протестные акции украинских шахтеров, происходившие в 1990-х: забастовки на местах, походы в Киев, стук касками об асфальт. Поэтому удивительно, что среди лавины сообщений об акциях протеста в странах ЕС украинские СМИ проигнорировали новость о бунте австрийских металлургов.

Первая за 25 лет волна забастовок работников металлургической и металлообрабатывающей промышленности Австрии началась в середине прошлой недели. К пятнице в ней участвовало около 100 тысяч человек, работающих на 150 предприятиях отрасли, в том числе, и гиганте европейской металлургии Voestalpine. Инициатором акций выступил отраслевой профсоюз, который вел переговоры с работодателями об условиях нового коллективного договора. Бизнесмены соглашались увеличить заработную плату в 2012 г. на 3,65% и выплатить разовую премию всем работникам отрасли в размере EUR200, но профсоюзы настаивали на 5,5% роста.

Минимальная заработная плата в отрасли составляет EUR1515, а общее количество работников достигает 165 тыс. человек. Поэтому в пятницу глава одного из профсоюзов Райнер Виммер пообещал, что если за выходные переговорщики не найдут общей позиции, то забастовки усилятся. Похоже, что угрозы со стороны профсоюза оказали воздействие на работодателей, и уже во вторник стороны объявили о прекращении акций протеста. А металлурги добились повышения заработной платы в среднем на 4,2%.

На фоне продолжающейся оптимизации и прочего «закручивания гаек» на украинских промышленных предприятиях удивляет спокойствие отечественных профсоюзов. Усиливается концентрация промышленности в руках нескольких бизнесменов, а профсоюзные лидеры, которые по идее должны защищать интересы рабочего класса, стараются особо не буянить перед хозяином.

Но как долго продержится равновесие? Ведь то и дело появляются новости о деятельности новых независимых профсоюзов, которые в довольно экстремистской форме пытаются «качать права» то на одном, то на другом предприятии. В украинском ГМК последняя громкая разборка была летом прошлого года на Полтавском ГОК, но разрешилась в пользу работодателя. По словам одного из топ-менеджеров предприятия, «некоторые лидеры забастовки поняли, что были не правы, и поступили по-мужски: добровольно уволились с комбината». Вывод удивительный, но мне кажется, что это только цветочки, так как кардинальных изменений в отрасли нет.

Проблема в том, чтобы найти лидеров, которые смогут возглавить отраслевое движение без оглядки на хозяина или службу безопасности. Вряд ли ими станут сталевары или заводские экономисты. «Если тебе навстречу идет итальянец огромных размеров, то практически наверняка это лидер одного из профсоюзов»,— несколько лет назад делился впечатлениями от поездки на крупную металлургическую конференцию в США знакомый аналитик. Западные профсоюзы часто сравнивают с мафией, которая способна на равных бороться с любым работодателем.

Главное, чтобы не достичь другой крайности, так как социальная защита, предоставляемая государством, у нас также не сравнима с западными стандартами. Ведь после похода в Донецк или Киев рабочие вполне могут вернуться уже на биржу труда.

Артем Ильин, редактор отдела «Индустрия»

ilyin_art