На открытии биеннале «Арсенале 2012» куратор Дэвид Эллиотт торжественно заметил: «Боги шоу уже здесь»
Я прошелся по залам. В темноте одного из них на вершине пирамиды вырисовывался силуэт человека, сидящего в позе лотоса.
Напротив каждой из сторон пирамиды висело несколько тюлевых экранов, на которые проецировалось графическое изображение. Экраны, размножив его, создавали иллюзию 3D-объема. Кони, люди, звезды то распадались, то собирались в галактические комбинации. Я пригляделся к фигуре в центре — и мне стало не по себе. Это была не скульптура, а живой, обнаженный человек. Колоритная борода и волосатая грудь дополняли образ йога. Под эзотерическую музыку зритель как бы попадал внутрь йоговской медитации. У инсталляции был настолько сильный эффект, что я забыл на пирамиде чехол от мобильника. А когда вернулся за ним, увидел еще один силуэт — автора Олега Кулика. Этот бывший киевлянин, живущий в России,— самая крупная фигура российского актуального искусства. Годами собаку изображал в галереях Швейцарии и США (тоже, кстати, в голом виде), а в 2007 г. устроил проект на тему духовности «Верю». Отрастил бороду и стал вещать вечные истины в образе буддийского мудреца. Сейчас Олег уже побрился и по наущению Бога стал «обыкновенным человеком». Самым необыкновенным.
— Он долго будет тут сидеть? — спросил я его, показывая на йога.
— До утра,— сказал Олег.
По-видимому, эта реплика не слишком понравилась йогу, он открыл глаза и, перекинувшись с художником парой фраз, сошел с пьедестала. Надел набедренную повязку, водички попил — передохнул от «дежурства». Я уговорил Олега подробнее рассказать о своих новых идеях. Мы пошли по просторным залам «Мистецького Арсенала» в кафе. Вдруг перед нами возникла динамично двигающаяся толпа.
— Кто это? — спросил Кулик.
Я пригляделся:
— Азаров. Премьер Украины.
С Кулика мгновенно слетела благостность. Он бросился назад. Николай Янович рассеянно внимал женщине-экскурсоводу. Кивнув, премьер важно проследовал дальше и в полутьме попал в лапы человека-собаки. Защелкали десятки фотоаппаратов. Включились телекамеры. Дуэт: художник и власть. Олег, улыбаясь, тыкал в сторону инсталляции и выкрикивал прямо в азаровские уши: «Там священное место». На йога теперь был направлен луч прожектора. Увидев голого мужика, Николай Янович оторопел и покрылся испариной. А тут еще йог по команде Кулика меленько задергал пальцами. Азаров от неожиданности отшатнулся. Возможно, у Кулика была мысль затащить премьера внутрь «храма», но, видя, что тот несколько ошарашен, даже не предложил. Николай Янович поспешно поблагодарил художника и побежал дальше знакомиться с современным искусством. Я подумал, что зря он в «храм» не пошел. Был шанс «просветиться».
Вчера премьер озвучил, что до конца года помощь при рождении первого ребенка составит 28 тыс. грн., второго — 57 тыс. грн., третьего — 115 тыс. грн. Откуда правительству взять эти деньги? Кулик все-таки «просветил» Азарова. И что нам делать с премьером, который верит не в экономику, а в чудо? Только усадить рядом с йогом на вершину пирамиды — молиться. А вдруг деньги с неба упадут? Перед выборами и не такие чудеса случаются.
Константин Рылёв, обозреватель отдела «Государство»