Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»
Я никогда не испытывал беспочвенных и наивных иллюзий относительно дальновидности законодательного органа Украины. Они даже молодцы. На прошлой неделе мы все могли наблюдать, как слаженно и сплоченно могут работать депутаты в предвкушении двухмесячного релакса. Речь не о материальной помощи, частных чартерах и экзотических уголках земного шара, о которых смущенно умалчивают на уроках географии. И даже не о лишних пяти-десяти годах стажа, который необходим для получения нищенской пенсии, едва превышающей сотню долларов.
Депутаты продлили действие щадящих ставок акцизов на топливо. Честь им и хвала. 50 копеек на литре бензина — это немало. И сколько бы аналитики и макроэкономисты меланхолично не увещевали общественность и журналистов в том, что это только плюс один процент инфляции, я лично не готов в это верить. Потому как даже розничный рынок семечек реагирует на рост стоимости бензина незамедлительно и неотвратимо, как наступает разоблачающая, праведная и справедливая месть хороших парней плохим парням в американских фильмах.
Но есть в принятой отсрочке и небольшая загвоздка. Дело в том, что действующие акцизы продлили только лишь на месяц, то есть до 1 сентября. А каникулы у Верховной Рады продлятся… до 6 сентября. И действие чудодейственного закона прекратится еще 1 сентября. А значит, налоги пойдут, в буквальном смысле, как дети в школу.
Кто может предугадать конъюнктуру мирового рынка нефти на два месяца вперед? Никто. Потому как никто не застрахован от очередной, а еще хуже затяжной, фейсбук-революции на Ближнем Востоке. Никто не в состоянии предвидеть настроение фундаменталистов не то что через неделю, даже через минуту. Любая шумная свадьба в непосредственной близости от нефтепровода с хорошим гашишем и стрельбой из крупнокалиберных пулеметов уже может вызвать глубокую озабоченность ведущих отраслевых аналитиков Уолл-стрит.
Именно в это время рука, определяющая исход голосования в сессионном зале, поднимется разве что за очередным разноцветным коктейлем с зонтиком около шезлонга. Нелегкая доля цен на бензин и дизтопливо не то, чтобы повиснет в воздухе, она будет брошена на откуп слепой судьбе. Налоги потекут, а цены на стелах поползут вверх незамедлительно.
Вот тут и начнется извечная и бесконечная игра «Угадай, сколько кто заработал на горе народа?». Начнутся вопросы: «А каковы ваши запасы на нефтебазах?», «Не может быть, что вы работаете с колес?». Резко материализуются в пространстве рекомендательные органы, экспертные группы и советы старейшин.
И тут с задворков современной истории под звуки вагнеровского инфернального «Полета валькирий» появится герой надписей на всех заборах Украины — глава АМКУ. При этом смысл скорых решений и трактовок АМКУ обернется только длительным рассмотрением апелляций в судах нескольких инстанций. И все что останется от лихого налета на стан нефтетрейдеров, только круги, расходящиеся по лентам информагентств. Конвертация же удорожания топлива будет заставлять нас каждый раз ужасаться, как мало мы можем купить на купюру, которую пару лет назад было не стыдно подарить на день рождения, а Госкомстат будет меланхолично рапортовать об ускорении инфляции в традиционно дефляционные летние месяцы.