Мнения

Повышение «минималки» сейчас — авантюра чистой воды

С 1 января 2017 г. правительство Украины планирует вдвое увеличить минимальную зарплату — до 3200 гривен. Однако повышение «минималки» без учета важных факторов будет иметь трагические последствия.

Я бы разделил две сферы: частный сектор, который будет платить повышенную заработную плату со своих доходов и вопрос платы для государственного сектора. Это учителя, врачи, государственные служащие, все те, что получают заработную плату от муниципалитетов или от государства.

Частный сектор. Мы понимаем, что он сейчас находится в ситуации, когда им нужно пойти на минимизацию, на сокращение рабочего дня или сокращения работников. Анализ по всем странам с переходной экономикой показывает, что резкое повышение минимальной зарплаты, тем более в два раза, означает увеличение безработицы в стране на десятки процентов. Это существенный фактор, который будет бить по частному сектору. Те, кто не смогут пойти и договориться с работниками о неполном рабочем дне, будут идти на сокращение работающих, так как запаса прочности я не вижу ни в одной отрасли экономики. У них нет таких серьезных запасов, чтобы выплачивать такую «минималку».

Государственный сектор. Здесь, одновременно, и труднее, и проще. Легче, потому что, если есть ресурс, который закладывается прямо под повышение минимальной зарплаты. Тогда это прекрасно, это будет стимулировать все процессы. Но, к сожалению, анализ с первого дня, когда я услышал об идее поднять минимальную зарплату до 3200 грн., не показал наличие необходимых ресурсов.

А потом я понял, за счет чего будет происходить эта экономия. Прежде всего, за счет того, что правительство не привязывает минимальный прожиточный уровень к минимальной зарплате. Во-вторых, повышение пенсии будет всего на 10%, а не в два раза, как это спланировано по минимальной зарплате. Кроме того, целые категории будут переходить на тотальную уравниловку, что очень опасно. Наш анализ показывает, что, как минимум, 1-8 разряд тарифной сетки уравняют, когда до 3200 грн. вытянут практически всех. Это напоминает сегодняшнюю ситуацию с пенсией, когда 80-85% пенсионеров получают условно минимальную пенсию и только 15-20% — другую сумму. Если учесть все факторы — можно сказать, что все это авантюра чистой воды.

Когда наши специалисты начали переводить все это в цифры, мы поняли, что для того, чтобы «минималка» была 3200 грн., надо было сразу закладывать около 178 млрд. грн. в год. Это если соответствующая «минималка» была хотя бы примерно приравнена к прожиточному уровню. Если мы повышаем минимальную заработную плату в два раза, а минимальный прожиточный уровень планируют поднять только на 10%, то это можно назвать настоящим «театром абсурда», который показывает дальше ту пропасть, которая увеличивается между минимальной зарплатой и минимальным прожиточным уровнем. Если их держать хотя бы на том уровне, как было при Юлии Тимошенко — 90% — то на это нужно 178 млрд. грн. дополнительного ресурса. Если же сделать «тотальную уравниловку», то можно обойтись суммой в 40-42 млрд. грн.

Если мы делаем минимальную зарплату 3200 грн., нам нужно подтягивать и минимальную пенсию. По нашим подсчетам, для этого нужно еще около 160 млрд. грн., но, оказывается, и это никто не делает. Пенсию поднимают лишь на 10%. Можно спрогнозировать, что это где-то около 20 млрд. грн., которые все равно нужно закладывать, и это при дефиците в Пенсионном фонде в 156 млрд. грн., который прямо дотируется из бюджета.

Единственные, у кого не будет экономии — это те, кто были привязаны к минимальным заработным платам. Это самые высокие средние чины прокуратуры, всех новосозданных органов, которые и так получают высокие зарплаты (40-120 тыс. грн.), увеличение всех высоких силовых структур. Это будет касаться именно среднего и высшего звена, а не низового, где как раз сейчас и есть смехотворные зарплаты. Фактически, мы получим страну, в которой все силовики по плате будут оторваны в десятки раз. Здесь правительство спохватилось и хочет разорвать этот «порочный круг» привязки к минимальной зарплате именно в эти структуры.

Так что если не закладываются ключевые вещи, такие как деньги в бюджет, средства под реальную дифференциацию заработных плат через тарифные разряды и если нет других стимулов для частного бизнеса, чем налоговое давление, то вся эта затея может быстро обернуться очень трагическими последствиями.

Сергей Соболев, народный депутат (фракция «Батькивщина»)

innika