Чтобы использовать экономические возможности, предоставленные Евросоюзом, Украине нужно срочно принимать решение о финансовой открытости.
С 2016 г. вступает в силу углубленное действие Зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Для нас открываются врата: мы можем туда ехать или не ехать. Для того чтобы ехать в новое пространство, нужно, чтобы колеса не разрушали покрытия на дорогах Европы.
То есть, нам нужно улучшить перестроить свою машину, свой паровоз, провести другие модернизации, чтобы нас там хотели видеть. Мы должны отвечать стандартам, принятым в Евросоюзе по качеству продукции, по химическому составу разных изделий, по экологическим характеристикам. Без этого ничего не будет!
Если кто-то думает, что к нам потекут кисельные реки, в виде каких-то денег, содержания нашего, повышения доходов, то они должны осознать, что этого не будет. У нас просто появились возможности: «пожалуйста, давайте модернизируйтесь и будьте равными с нами, продавайте товары и зарабатывайте на нас, повышайте заработные платы».
Открытие нового пространства для нас — это только начало. Нам нужно принять решение о финансовой открытости Украины. Сейчас у нас все закрыто: нельзя вывозить деньги, нельзя делать инвестиции без лицензии, нельзя тут работать брокерским, банковским, страховым компаниях Западной Европы без лицензирования, то есть без разного рода взяток.
Отсутствие прозрачного открытого финансового пространства не приводит к нам деньги, производство. Нам только предстоят все эти действия, без которых не будет инвестиционного насыщения Украины. Сейчас же у нас «голотьба» — денег нет, капитала тоже. Углубленное действие ЗСТ между Украиной и Европейским союзом — это только окно возможностей, потому всех бюрократов, которые пытаются наживаться на финансовой закрытости, разного рода разрешениях, нужно выметать метлой.
Сейчас все возможно, шансы есть огромные, но все это может растянуться на годы, так как нас никто не тянет за уши в европейское членство. Нам нельзя иметь инфляцию больше 10%, а девальвацию гривни относительно евро больше чем 5%. Если мы не захотим это делать, то так и останемся на окраине Европы.
Владимир Лановой, экс-министр экономики, президент Центра рыночных реформ