Реструктуризация — это временная передышка, которая нужна правительству, чтобы сэкономить бюджетные средства по этому направлению, которые можно использовать на армию или другие важные проблемы.
27 августа Украина сумела достигнуть согласия с кредиторами: 20% внешнего долга списывается, кроме того, страна не будет платить по телу кредита еще четыре года. На самом ли деле это значит, что на этот период можно позабыть о дефолте? Да, можно согласиться с выводами о том, что дефолт отложен, хотя стоит напомнить, что дефолт был инициативой украинской стороны, который значил отказ от выплаты обязательств в течение определенного периода.
Что же касается реструктуризации — это обычная практика в мире. Если бы мы этого не сделали — это было бы преступлением, потому что это возможность отложить наши валютные платежи до момента, когда экспортно-импортный баланс в стране будет позитивным, восстановится приток инвестиций и не будет валютного голода, в котором мы сейчас пребываем.
Что тут не такого удачного? Это сроки. Четыре года — это практически ничего. Через три года над нами опять нависнут тучи, опять угроза нехватки долларов и ажиотаж вокруг внутреннего валютного рынка. Стоит напомнить, что в 2000 г. Украина уже делала реструктуризацию долга, тогда у нас были частные кредиторы через российские облигации. Тогда пришлось поднять процентную ставку на три пункта, что устроило кредиторов, и они перенесли свои требования на десятилетие. Тогда этих выплат в Украине и не заметили, так как через десять лет это уже была другая страна, с другими темпами роста, большими валютными поступлениями.
Потому-то главной темой реструктуризации является не сумма, не процентная ставка, а именно пролонгация. Если бы речь шла об отсрочке на 10-15 лет — тогда это был бы большой успех. А сейчас это временная передышка, которая нужна правительству, чтобы сэкономить бюджетные средства по этому направлению, которые можно использовать на армию или другие проблемы. Сейчас правительство отвечает за текущий результат, а не за то, что будет через 4, 5 или 10 лет.
Что же касается долга РФ, здесь трудно что-либо говорить ввиду не традиционности ситуации. Этот долг пропущен через ирландскую биржу, перекупщиками, наверное, являются субъекты других стран, его структура совершенно непонятна. Возможно, правительство будет объявлять мораторий или же дефолт по этому кредиту. Поскольку сегодня весь мир осуществляет санкции против РФ, то, по существу, это будет своеобразной санкцией Украины.
Если же Россия захочет бороться с нами по международным правовым нормам, у нее здесь очень плохая позиция, так как они сами не выполняют правовые нормы. Мы находимся в режиме военного времени, потому, пока идет война, то никаких выполнений подобных обязательств не должно быть. Но в этот период Украине нужно накопить претензии к России по тем имущественным потерям, которые мы несем во всех направлениях. Если такие претензии будут лежать в судах, то они, несомненно, будут влиять на решения по этому долгу. Закончить войну — а потом уже разбираться на условиях нового договора между странами.
Владимир Лановой, экс-министр экономики, президент Центра рыночных реформ