Практически на протяжении всей каденции Генерального прокурора Украины Виктора Шокина многие общественные деятели упражняются в эпатажных заявлениях о необходимости его отставки.
Они мотивируют свои «громкие требования» по этому поводу якобы неэффективным руководством ведомством и медленными процессами реформирования и омоложения кадров органов прокуратуры и затягиванием расследований резонансных дел.
Этим занимаются и наши, и зарубежные эксперты, которые чаще всего не являются специалистами в области права и, в частности, такого узкого его аспекта, как прокурорская деятельность.
Процессы обновления кадров не терпят поспешности. Нельзя в угоду требованиям быстрого проведения реформ заменять профессионалов, пусть и честными, но аматорами. Как гласит украинская пословица «хай гірше, аби інше».
Кстати, по результатам уже проведенных реформ средний возраст прокурора составляет 35 лет. А руководителям антикоррупционной прокуратуры нет еще и 30 лет.
Не секрет, что общественные организации в нашей стране живут за деньги различных грантодателей (заказчиков формирования общественного мнения по различным интересующим их поводам и вопросам).
Видимо, деятели-грантоеды не удосуживаются пользоваться объективной информацией, доступной всем, а «высасывают из собственного пальца» искаженные, но удовлетворяющие заказчиков месседжи. Повторяя, как мантру: «Карфаген должен быть разрушен… А Шокин должен быть уволен».
И причины увольнения или не увольнения для них не так уж важны. Для грантоедов важнее отработать свой гонорар и заслужить право на получение следующего транша. А после этого хоть трава не расти…
Некоторые из начинающих «экспертов», вопреки здравому смыслу, требуют жертвоприношения в качестве доказательства лояльности кураторам проведения украинских реформ в лице достойных международных организаций, избрав своей «жертвой» нынешнего генпрокурора. Хотя наивно думать, что такой профессионал, как Шокин – следователь с почти сорокалетним стажем, может быть в этой ипостаси.
Наблюдая со стороны за процессами, происходящими в последний год в прокурорском ведомстве, я вижу стремление и желание прокуроров вернуть к себе доверие простых людей. Ведь мы помним то время, когда прокуратура пользовалась уважением и доверием граждан. Туда приходили люди за защитой и справедливостью.
Шокин на посту генпрокурора работает меньше года. За это время в структуре ГПУ было создано управление реформ. С этой целью он привлек к широкомасштабному реформированию органов прокуратуры Давита Сакварелидзе, оценив его прошлый положительный опыт, назначив его своим заместителем и передав ему все полномочия по реализации реформы прокуратуры. Именно это управление и сформировало новые кадры местных прокуратур через тестирование и открытый конкурсный процесс.
Виктор Шокин лично сформулировал концепцию создания реестра результатов расследования преступлений на Майдане во время революции Достоинства.
Кроме того, были систематизированы уголовные производства в отношении бывшего высшего руководства страны, инкриминировав мафиозной семье Януковича создание преступной организации (ст. 255 УК Украины). Таким образом, была определена преступная пирамида, на вершине которой стоял экс-президент.
Именно под руководством В.Шокина была создана антикоррупционная прокуратура, в которую через открытый конкурс были наняты на работу сотрудники с безупречной репутацией.
Кстати, именно В.Шокин впервые предложил идею избрания генерального прокурора на конкурсной основе. Правда для этого необходимо внести изменения в законодательство Украины, в т.ч. и в Конституцию. К сожалению, наши депутаты, по непонятным мотивам, не торопятся вносить эту новеллу в законодательное поле Украины. Еще одна важная инициатива генпрокурора, направленная на конструктивное изменение деятельности ведомства и очищение его от недостойных кадров – создание генеральной инспекции внутренних расследований и безопасности.
Безосновательны упреки в адрес Шокина и в деле так называемых «бриллиантовых прокуроров». Именно он требовал от следователей и процессуального руководителя скорейшей передачи дела «бриллиантовых прокуроров» в суд.
Именно в период его каденции проведена структурная отпимизация кадрового состава органов прокуратуры, в результате которой путем двухэтапного тестирования сокращено более 2500 прокурорских работников. И этот процесс продолжается.
Впервые в процессе отбора новых кадров приняли непосредственное участие представители общественных и международных организаций, что обеспечило его полную прозрачность и оказало необходимую политическую и финансовую поддержку.
Я перечислил только самые объективные и веховые моменты работы генпрокурора Шокина.
Какое моральное право имеют оппоненты Шокина требовать его отставки, если 308 голосов (конституционное большиство) народных депутатов было отдано за его назначение, а попытки отдельных депутатов собрать голоса за рассмотрение в парламенте вопроса об его отставке повторно терпят фиаско?
Цель реформы прокуратуры состоит в том, чтобы изменить сам характер ее деятельности, превратив из репрессивного органа в институт правовой помощи. Именно такое реформирование прокуратуры совпадает с рекомендациями европейских и американских експертов.
А опубликованные в социальных сетях высказывания научного сотрудника Института Хадсона госпожи Ханны Тобурн и профессора Джорджтаунского университета Андерса Аслунда требований «отставки генпрокурора и замена его более активной и профессиональной кандидатурой», действия которой будут соответствовать революционной ситуации и желанию общества увидеть наказание виноватых любой ценой, невзирая на закон, подталкивают Украину к возврату во времена Берии и Вышинского.
Вряд ли найдется хоть один серьезный непредвзятый експерт, который бы сомневался в профессионализме Шокина как следователя, и который бы смог упрекнуть его в отступлении хоть на шаг от требований Закона, или участии его в коррупционных действиях.
В Украине есть молодые и активные работники прокуратуры, которые со временем придут ему на смену, но, в данный момент именно Шокин должен завершить возложенную на него миссию по реформированию прокуратуры.
Как-то Уинстон Черчилль сказал: «Вы никогда не дойдете до места назначения, если будете швырять камни в каждую лающую собаку».
Хотелось бы пожелать действующему Генеральному прокурору придерживаться этого наставления, которое будет оставаться актуальным во все времена.
ОСТАПЕНКО ЮРИЙ, адвокат