Мнения

Самосуд станет реальностью?

У входа в киевскую государственную администрацию случилось пренеприятнейшее зрелище. Там выставили на всеобщее обозрение двух молодых людей, которых поймали на воровстве. Им на лбу написали короткое слово «вор», заставили признаться в своем воровстве и извиниться.

Суда, который бы доказал их вину, конечно же, не было. Но очень похоже, что они и, правда, воры. Ведь несправедливо обвиненный не стал бы просить прощения, тем более, что никто парней не бил. Наверняка кто-нибудь оклеветанный стал бы протестовать против поклепа.

Но в любом случае сцена вышла малоприятная. Вряд ли какому-либо адекватному человеку понравится унижение других людей, даже, если эти люди воры.

Посему где-то можно понять разоблачительные посты на Фейсбуке, в которых некоторые посетители порицали самосуд. При этом многие из них отмечали нравственную деградацию Майдана. Дескать, ай-яй-яй, какие мрази на Майдане собрались. Вместо того, чтобы написать заявление в милицию, которая проведет расследование, которая передаст дело в суд, который в свою очередь вынесет справедливый приговор… И так далее, в том же духе.

То ли сознательно, то ли по наивности или глупости, но критики явно перепутали причину со следствием. Ведь в милицию не обратились, скорее всего, потому что ей никто не верит. Она уже неоднократно доказывала, что защищает не закон, а власть от граждан.

То же самое и с судом. Совсем свежий пример: суд решил держать под стражей два месяца тех, кто явно не имел отношения к штурму администрации президента 1-го декабря. Он запроторил туда зевак-наблюдателей. При этом о беркутовцах, беспричинно избивавших всех, кто попадался им на пути, речь даже не шла.

В эти же дни появилась весьма характерная новость: милиционеры, насиловавшие арестованного дубинкой, восстановлены в своих званиях. Могу предположить, что суд разобрался и в порядке исключения принял справедливое решение. Но имидж суда и милиции в стране таков, что этому решению никто не поверит. Посчитают, что суд выгораживает зверей-ментов.

А если народ не может защитить справедливость в милиции и суде, то что ему остается делать? Правильно — защищаться самостоятельно. Что он и начал делать. И обратите внимание: пойманных не били, не пытали, как это делается в милиции, их просто предали нравственному порицанию.

Скептики заметят: от такого порицания и до суда Линча недалеко. Возразить на это что-либо трудно. Но я бы посмотрел (не желаю этого) на этих скептиков, когда, ошалев от безнаказанности, воры не только украдут, но и ограбят персонально этих самых скептиков. Что скептики станут делать? Пойдут в милицию? Очень сомневаюсь, что она поможет.

В таких условиях, нравится нам это или нет, самосуд — явление объективное. И я хорошо осознаю, что далеко не всегда будут наказывать действительно воров и других преступников. При отсутствии нормального следствия легко можно сделать виноватым совершенно невиновного человека.

И выход из этой ситуации только один: реальная судебная реформа и реформа всей правоохранительной системы. Но власть этим заниматься, конечно, не будет. И не потому что Майдан. А потому что она сама воровата и ей объективные суды совершенно ни к чему.

Посему самосуды, скорее всего, будут дальше развиваться. Но не факт, что нынешняя, с позволения сказать, элита не окажется жертвой этого самосуда. И тогда она наверняка будет с горечью вспоминать об упущенных возможностях. Но будет поздно.

lukanov