Во время избирательной компании Порошенко говорил, что не собирается менять существующий баланс сил, не будет тянуть одеяло на себя. Нынешняя Конституция устанавливает баланс, но там, конечно, есть много вещей, которые просто надо четко расписать, разграничить определенные полномочия.
Одним из условий Майдана было возвращение к Конституции образца 2004 года. Я считаю, что Конституция нуждается в совершенствовании. Мне кажется, что сейчас, учитывая ту ситуацию, в которой оказалась страна, надо сконцентрироваться на каких-то отдельных положениях — например, на разделе о децентрализации. Это бы помогло быстрее решить конфликт на Востоке. Я согласен с мнением Игоря Колиушко (руководитель Центра политико-правовых реформ — Авт.),, что раздел о децентрализации в целом выписан правильно: возвращаются исполкомы, уменьшаются функции представителей Президента, при этом они сохраняют контрольные функции.
Конечно, есть вопросы, по которым можно поспорить. Например, что председатель местного совета будет одновременно возглавлять и его исполком. Или предоставление специального статуса языкам меньшинств по решению общин. Некоторые также считают, что слишком много полномочий для представителей президента: оспаривание решений рад, и то, что президент через Конституционный суд может осуществлять роспуск рад.
Но я считаю, что главная проблема предложенных изменений в том, что еще затрагиваются другие положения в системе балансов власти. Например, коалиция теперь будет формироваться не только фракциями, но и индивидуальными членами, президент не автоматически вносит предложение на должность премьера, которую предлагает коалиция, а только «учитывает» ее мнение, также президент имеет единоличное право увольнять силовиков. Мне кажется, что вот именно эти вещи и вызвали главные вопросы. Я согласен с Колиушко, что надо сконцентрироваться на одном (децентрализация), а не вносить много изменений в Конституцию. Я считаю, что этот процесс должен быть взвешенный.
А мы даже не знаем, кто готовил эти изменения. Некоторые говорят, что определенные изменения писал Роман Зварыч (экс-министр юстиции — Авт.). Здесь подход непрозрачен. Надо было провести определенные экспертные совещания, консультации, дебаты перед тем, как подавать это на рассмотрение парламента. Мы столкнулись с тем, что не все фракции большинства эти изменения поддержали. Они сказали, что готовы внести, но не обещают за него голосовать. Я считаю, что изменения лучше готовить прозрачно, а также сконцентрироваться на разделе о децентрализации.
Досрочные выборы нужно проводить не обязательно до принятия конституционных изменений. Я все-таки считаю, что выборы лучше провести осенью, а не ждать следующего года. Конечно же есть и личная заинтересованность Порошенко, чтобы провести выборы быстрее. У него сейчас высокий рейтинг после выборов, он хочет получить фракцию или даже несколько фракций, которые его поддерживали. Но сейчас есть и весомый запрос в обществе. Присутствие в парламенте регионалов и коммунистов, которые запятнали себя кровью Майдана, недопустимо. Мы не сможем принимать с ними решения, которые смогут реформировать страну.
Но здесь есть два желательных условия. Во-первых, надо принять закон о выборах по открытым партийным спискам. А здесь возникают определенные недоразумения. Руслан Князевич, представитель президента в Раде, внес законопроект о сохранении смешанной системы. Во-вторых, на момент выборов нужно было бы освободить большую часть Донбасса для того, чтобы население смогло принять участие в выборах.
Алексей Гарань, профессор кафедры политологии НаУКМА