В годовщину начала Майдана мой коллега Денис Попович выложил в Фейсбуке сделанную мною фотографию. На ней была изображена машина Дениса, которую кто-то поставил на ребро. Это произошло 18 февраля во время столкновений на улице Институтской.
Я тогда сфотографировал, переслал Денису и забыл. А вот теперь он напомнил. Живо вспомнились те события. И как сейчас, перед глазами встали разьяренные беркутовцы, гонящие по Институтской повстанцев, избитые до крови люди, которые живы, но не могут пошевелиться. А потом и убитые. Торжество от победы над тупым тираном переплелось с горечью от цены за эту победу.
А потом начался Крым, аннексированный «братским» народом почти без единого выстрела. А потом случилась война на востоке, где наших парней погибло в десятки раз больше, чем на Майдане.
Сегодня часто можно услышать размышления на тему: а знай мы тогда, что все так закончится, вышли бы на Майдан? Стали бы протестовать? Боролись ли бы до победы?
История, конечно, не знает сослагательного наклонения. Но у нас не было другого выхода. Мы должны были либо смириться с самодурством Януковича, и согласиться, что страна превратиться в его феод. Либо обязаны были во что бы то ни стало его сбросить. И мы его сбросили.
Нам просто не повезло, что попался такой сосед, которому этот Майдан, как кость в горле. Он не может допустить его победы, чтобы это не стало заразительным примером для собственных граждан. Вот он и решил нас так наказать. И снова хочешь — не хочешь, а нужно воевать, защищая свою страну. Либо согласиться с тем, что Украина превратится колонию соседней державы со всеми последствиями – наличием несвобод, неуважением к человеческой личности и тому подобных приятностей.
Все чаще звучит еще один вопрос: а за то ли стоял Майдан? И он предполагает ответ: нет, конечно. Не за то, чтобы сохранялись старые схемы, чтобы жулики и воры продолжали распил страны.
Не за то, чтобы самопровозглашенные майдановские лидеры, придя к власти, фактически даже не попытались провести такие необходимые стране реформы. Даже не демонстрировали стремления к этому.
Мало того, звучит разочарование от того, что нынешняя возня в Верховной Раде очень напоминает борьбу «любих друзів» Юшенко и команды Тимошенко, догрызшихся между собой до того, что ко власти вернулся уже, казалось, поверженный Янукович. А на фронте все более сильны настроения идти на Киев и железной рукой наводить там порядок. Беда только в том, что военные у власти — это еще хуже.
Во всем этом есть несомненный позитив. Граждане Украины стали настоящими Гражданами с большой буквы и уже осознали, что политики без их участия и давления делать ничего не будут. Они продолжают самоорганизовываться и полны решимости требовать изменений в стране. А властный истеблишмент, хотя пытается демонстрировать внешние изменения, но по существу остается таким же рудиментом прошлого, которые не способен на новации.
Граждане все больше осознают, что и реформы им придется брать в свои руки, потому что политики просто не способны на это. Какие это будет носить формы? Сейчас трудно сказать. Но, видимо, проходить все это будет гораздо более радикально, чем Майдан.
У страны просто нет другого выхода. Либо изменение общества, либо полный завал. Общество настроено на изменения. Ну а война? Война реформам не помеха, когда за них берутся настоящие Граждане. И выиграть войну у Граждан невозможно.