Колонка Артема Ильина, директора ООО «Редакция журнала «Металл»
Уже не первый год в промышленных кругах все чаще поднимается вопрос об избытке производственных металлургических мощностей не только на национальном, но и на региональном уровне. А когда интересы производителей из разных стран сталкиваются на одном рынке сбыта, выигрывает тот, кто более эффективен или имеет поддержку акционеров-патриотов.
В этом контексте вызывает тревогу факт, что большая украинская металлургия постепенно переходит под контроль зарубежных холдингов и корпораций. Владелец бывшей «Криворожстали» — индо-британский магнат Лакшми Миттал, «Петровка» принадлежит «Евразу» (Россия). Алчевский и Днепровский меткомбинаты входят в состав корпорации ИСД, которая хоть и управляется украинскими менеджерами, но более чем на 50% принадлежит группе инвесторов с российскими корнями. Донецкий ЭМЗ в 2008 г. стал первым металлургическим активом, продажа которого состоялась без участия украинского капитала: на место англичанина Мохаммада Захура пришли россияне, и к настоящему времени предприятие успело сменить несколько собственников из России.
Отмечу, что даже крупнейший горно-металлургический холдинг Украины «Метинвест» на 25% принадлежит группе «Смарт», бенефициара которой украинские СМИ называют гражданином России.
Давление, оказываемое на национальных игроков украинской металлургии, ведет к тому, что и они активизировали поиск покупателей или стратегических партнеров. Этот процесс все сложнее скрывать, и информация о переговорах выходит за пределы директорских кабинетов, проникает в СМИ. Ходят слухи о китайцах, индийцах и россиянах, которые якобы жаждут зайти на украинский рынок. Но в бурном потоке информации тяжело разобраться где правда, а где ложь, где очевидная потребность, а где скрывается интерес того или иного участника рынка.
А в последнее время к вопросам технологической отсталости добавились многочисленные конфликты: металлурги воюют с горняками за цену на сырье, горняки — между собой за его транспортировку. Вместе они то и дело отбиваются от атак реальных и надуманных рейдеров.
Шумиха вокруг отдельных компаний в итоге отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли, которая уже много лет нуждается в качественных реформах не на словах, а на деле.
Но изменения возможны и без иностранных инвесторов. Например, главную роль в структурных изменениях промышленности Донецкой области сыграл национальный капитал. Здесь потушили мартены динозавры советской металлургии Константиновский, Краматорский, Макеевский метзаводы. Но появились мини-производства в Курахово и Мариуполе, мощные сталеплавильные комплексы машиностроительных предприятий Краматорска, в производственном цикле которых задействованы современные технологии.
Трансформация металлургии идет, но для сохранения ее национальной идентификации необходимо, чтобы предприятия через 5-10 лет были украинскими не только по месту расположения производственных мощностей, но и по прописке бенефициара. Иначе придется искать ответ на вопрос о том, как будет выглядеть отрасль, которая сегодня является флагманом украинской экономики.