Мнения

Они нас защитят

Колонка Олега Кильницкого, обозревателя отдела «Рынки»

Как-то в перерыве между первым и вторым туром президентских выборов премьер Юлия Тимошенко рассказала своим избирателям с телеэкрана о радужных перспективах Украины в области экспорта электроэнергии.

По иронии судьбы буквально в считанные недели после спича отечественный экспорт электричества в Европу с 1 марта был полностью приостановлен. Оказалось, что в европейской конкурентной энергетике экспортные возможности страны определяются отнюдь не наличием изношенных тепловых энергоблоков конструкции сталинских времен, как и не чрезмерным количеством убыточных и опасных для жизни человека шахт, ежегодно поглощающих по принципу «черной дыры» миллиардные бюджетные субсидии и не способных обеспечить топливом даже собственные электростанции.

Эпизод с оптимистическими экспортными заявлениями экс-премьера вспомнился мне вчера в ходе провозглашения так называемой демократической объединенной оппозиции возле памятника Тарасу  Шевченко в день годовщины поэта. Привычно повоевав в своей торжественной речи с основным оппонентом Януковичем, Юлия Владимировна назвала среди основных целей и задач оппозиции обеспечение энергетической безопасности страны.

Похоже, что экс-премьер не намерена лишать своей материнской опеки отечественный топливно-энергетический комплекс, что откровенно настораживает. Дело в том, что в отрасли на сегодня найдется немало экспертов, которые усматривают одну из основных угроз энергетической безопасности страны непосредственно в лице самой госпожи Тимошенко. Признаться, основания для подобных выводов есть. Сомневающимся можно посоветовать еще раз ознакомиться с результатами деятельности за последние два года того же НАК «Нефтегаз Украины» или условиями украинско-российского газового контракта.

Однако отложим комментарии в сторону, так как факты говорят сами за себя. НАК вступил в 2010 г. с прогнозируемой дырой в бюджете около 40 млрд. грн. Компания в 2008-2009 гг. существенно нарастила свои и без того многомиллиардные долги и в настоящее время покупает российский газ по наиболее высокой в Европе цене, рассчитываясь с «Газпромом» золотовалютными резервами государства.

Фактически украинский газовый монополист уже давно является банкротом, что, однако, не мешало правительству использовать его в роли дойной коровы для наполнения бюджета. По результатам прошлого года соотношение бюджетных выплат к валовому доходу в системе НАК составило 40%. Всего в 2009 г. «Нефтегаз» перечислил в бюджет 41,6 млрд. грн. налогов, что почти равно денежным сборам за газ и на 15,5 млрд. грн. превышает сумму налоговых платежей в 2008 г. Для сравнения: в прошлом году «Нефтегазом» было освоено всего 3,3 млрд. грн. капитальных вложений — на 17,7% меньше, чем в 2008 г.

И нужно помнить описанную историю крушения «Нефтегаза» в долговую яму не только для того, чтобы при случае поругать уходящее правительство или кого-нибудь еще. Сегодняшнее состояние НАК — это наилучшая демонстрация того, что бывает, когда энергетические и отраслевые монополии остаются в 100%-ной государственной собственности и в полном управлении политически зависимых временных правительств.

kilnitskiy