Мнения

Как дискредитировать демократию

Колонка Олега Кильницкого, обозревателя отдела «Рынки»

На прошлой неделе стало известно, что в украинском парламенте появится демократическая оппозиция. До этого была демократическая коалиция. По крайней мере, украинцы слышали о том, что она была. Но в чем эта коалиция успела себя проявить, жители Украины так и не узнали. Точно так же, как и не узнали за пять лет, в чем заключалась демократичность уходящей власти.

Зато мы стали свидетелями деградации значений слов, потери смысла определений и невыполнения громких обещаний. Украинцы увидели, что высокие идеалы утрачивают свое содержание, когда превращаются в приватизированные штампы и наклейки в речи властных демагогов и корыстолюбцев.

«В мире, где клятва не стоит вообще ничего, где обязательства — пустой звук, где обещания даются лишь для того, чтобы их нарушить, было бы славно устроить так, чтобы слова обрели былое значение и мощь» — так сказал современный американский писатель Чак Паланик.

Как все-таки легко и крайне безответственно называют себя патриотами и демократами украинские политики перед телекамерами в уютных телевизионных студиях.

«Я — патриот!» — вещает с голубого экрана ухоженный дядя в дорогом костюме, бывший комсомолец и номенклатурщик, всегда довольный собой и жизнью. А вот: от имени демократических сил выступает тетя в коллекционном платье, выстроившая в собственной фракции и возглавляемом правительстве диктатуру, основанную на культе личности и беспрекословном подчинении всех и вся собственному электоральному рейтингу. С ужасом предвижу дальнейшие действия этой, теперь уже демократической оппозиции. Беспрерывные истерические вопли о сдаче национальных интересов, ложь и фарс, навешивание ярлыков — весь этот пропагандистский арсенал вульгаризированного на сельский манер большевизма способен надолго похоронить любые попытки власти хотя бы что-то изменить.

Впрочем, а станет ли торопиться новая власть что-либо реформировать? На днях повстречал знакомого регионала. Мои пространные и наивные рассуждения о наличии в стране объективной потребности в конструктивной экономической политике тот быстро и с ухмылкой осадил: «Какая политика? Ты о чем? Хватай мешки — поезд уходит!»

Поезд уходит под громогласный аккомпанемент радикализированного политического мифотворчества. Куда должна двигаться Украина — на Восток или, может быть, на Запад? Позволю себе предположить, что страна движется совершенно в ином, южном, направлении — в сторону центральноафриканских мафиозно-марионеточных режимов. Подтверждением данной мысли являются занимаемые Украиной предпоследние места в мировых рейтингах по уровню коррупции, индексу человеческого развития, запутанности налогового законодательства, а также степени привлекательности бизнес-среды.

Напрасно отечественные политики упражняются в поисках географического вектора движения — если словам не вернуть их прежнее значение, место и роль страны в глобальном миропорядке будут предопределены за нас. Украина рискует оказаться наглядным примером того, как не нужно делать и как не нужно жить. И если на Западе причинами цивилизационного регресса в крупнейшей стране Европы назовут коррупцию и отсутствие реформ, то на Востоке — экспортированную демократию и пещерный национал-патриотизм.

kilnitskiy