Колонка Андрея Уманца, специального корреспондента отдела «Государство»
В воскресенье председателю Высшего хозсуда (ВХСУ) Сергею Федоровичу Демченко исполнилось 67 лет, с чем я его от имени нашей редакции искренне поздравляю. Но печальный прогноз, данный «i» ровно год назад, оправдался. Свой 67-й день рождения Сергей Федорович отпраздновал во главе системы хозсудов, хотя он еще два года назад достиг предельного для судьи возраста в 65 лет.
Со временем, как мне кажется, я начал гораздо лучше понимать господина Демченко и мотивацию его действий. Его позицию можно оправдать тем, что он на самом деле действует на благо и во имя сохранности системы хозсудов. Чтобы определить вес Сергея Демченко в хозвертикали, достаточно понаблюдать за его выступлениями перед соратниками на любом масштабном мероприятии хозяйственников. В такие моменты в зале наступает абсолютная тишина, присутствующие внимают словам своего лидера. Сергея Федоровича часто просят высказать мнение по ключевым вопросам, чтобы сориентировать зал. Подчас забывается, кто реально уполномочен вести заседание,— эти функции периодически естественным образом начинает выполнять глава ВХСУ. И уж такие мелочи, как разговор по мобильному телефону прямо во время выступления, автоматически прощаются Сергею Федоровичу: традиционную тишину никто не нарушает.
Этих наблюдений достаточно, чтобы понять, насколько мощной консолидирующей фигурой является Сергей Демченко в хозсудах. А ситуация там непростая. Специфика и денежность хозяйственных дел подразумевает, что система хозсудов будет площадкой для борьбы различных сил. К влиянию на эту судебную систему стремятся ведущие бизнесмены, крупные парламентские фракции, Верховный суд и т. д.
Индикатором яростности этих кулуарных сражений могут стать заместители главы ВХСУ, которые то восстанавливаются, то исчезают, то меняют мировоззрение и жизненные принципы. Неизменным остается в последние годы только Сергей Демченко. Вывод напрашивается сам по себе: затянувшееся председательство Сергея Федоровича в ВХСУ — это, прежде всего, намерение защитить интересы хозсудов как системы. Дополнительное доказательство этому — в течение последних двух лет лидеры хозсудов всячески сопротивлялись приходу в кресло главы ВХСУ лиц, которые, по их мнению, могли не справиться с политической нагрузкой и разрушить систему. Преследование интересов своей системы не может не воодушевлять Сергея Федоровича на то, чтобы и дальше руководить ВХСУ. Вопреки льющейся на него со всех сторон критике, очевидному бюрократическому затягиванию с его увольнением и т. д. Мне показалось, что в кулуарах и на заседании Высшего совета юстиции в ноябре 2009 г. Сергей Федорович был искренним, говоря о своем желании побыстрее уйти на пенсию и уехать подальше от Киева. Это еще раз подчеркивало: его действия если и обосновывались личными амбициями, то не в первую очередь. Хотя совпадают ли интересы хозяйственников с интересами народа, государства и судебной системы в целом — еще большой вопрос.
Скорее всего, в этом году Сергей Федорович выйдет на заслуженный отдых. В кресле сегодня его удерживает только одно — у регионалов и их союзников не хватает сил, чтобы главой ВХСУ стал радующий их глаз человек. Но шансы для достижения этой цели высоки, особенно в свете избрания нового президента и создания новой парламентской коалиции.