Колонка Артема Ильина, директора ООО «Редакция журнала «Металл»
Признаюсь, что в поиске новостей о металлургии я в первую очередь обращаю внимание на предприятия Донбасса и Днепропетровской области, иногда даже забывая о крупном металлургическом комбинате в городе, чье имя известно благодаря вольнолюбивым воинам, наводившим страх на Россию, Польшу, Турцию сотни лет назад.
Местный меткомбинат работает очень тихо. Со стороны его руководителей не слышно криков о помощи, угроз остановки предприятия, и, что примечательно, нет видимых конфликтов с поставщиками сырья. И в сытые годы менеджмент и владельцы комбината не баловали СМИ своим вниманием, что порождало массу домыслов и фантастических предположений. Из-за подобной закрытости вопросы о работе незаметного производства ставят в тупик даже опытных аналитиков.
За последний месяц меня дважды спросили, как это предприятие пережило 2009 г.? Ведь было тяжело даже вертикально интегрированным металлургическим группам, а рассказы о горькой судьбе одиночек, не имеющих собственного сырья, не сходили с первых полос газет и журналов.
На первый взгляд, казалось, что найти объяснение — очень сложная задача, тем более что 2009 г. комбинат закончил с огромным убытком. Общение с опытными людьми позволило расставить по своим местам большую часть элементов головоломки.
У предприятия более чем достаточно проблем: собственное железорудное сырье имеется в ограниченных объемах; конвертерный цех существует лишь на бумаге, а сталь плавится в устаревших мартенах и разливается в слитки. Из-за отсутствия машины непрерывного литья на заводе производится катаная заготовка, которая не востребована на мировых рынках. При этом акционеры предприятия не замечены в более прибыльных сферах экономики, а один из основных владельцев в прошлом году даже изъявлял желание выйти из металлургического бизнеса.
Попробуем приподнять завесу тайны. В первую очередь, стоит отметить самообеспечение коксом и коксующимися углями. Около половины ЖРС поставляется с подконтрольного железорудного комбината, что дает возможность снижать давление сторонних ГОК. Аглофабрика и эффективные доменные печи позволяют формировать основную часть себестоимости проката (до 70-80%) при конкурентоспособных издержках.
Но самое главное то, что предприятие смогло извлечь выгоду даже из неэффективного сталеплавильного производства. Полуфабрикаты (слябы) невозможно продать, поэтому комбинат реализует только готовую продукцию, цена на которую существенно выше (в зависимости от вида продукции, разница на одной тонне достигает $100-220).
И это — не одинокий завод, а группа предприятий, в которой особую роль играют сбытовые структуры. Сеть металлоторговых компаний в Украине и сбытовые офисы по всему миру поддерживают добропорядочные деловые отношения с клиентами и ведут прогнозируемое ценообразование. И это позволяет говорить о стабильных отношениях с потребителями, на которых не отразился кризис.
Благодаря такому подходу, производство относительно спокойно прожило первый год в новых экономических реалиях. Но неизвестно, как долго оно сможет тихо и мирно занимать свою нишу. Тем более что вопросы о его работе наверняка возникают не только у моих знакомых.