Колонка Натальи Давыденко, корреспондента отдела «Рынки»
Помню, как несколько лет назад все время на слуху было словосочетание «зависимость от компьютерных игр», а в ходу были темы типа «как игромания захватывает молодое поколение». Но, по-моему, за последние пару лет на горизонте нарисовалась еще одна зависимость, конечно, куда менее опасная для ума и тела, но зато такая же всепоглощающая — сериальная. Можно даже взять шире и рискнуть предположением, что сейчас в странах бывшего совка растет целое поколение, не просто плотно сидящее на сериальной игле, а вообще не заглядывающее в телевизор. Поколение, блуждающее в потоках информации, в которых наше ТВ уступило место сайтам с зарубежными хитовыми сериалами, скачанными с помощью торрентов. Подобные сериальные пожиратели не имеют ничего общего с дрейфующими «мыльным» морем домохозяйками, пассивно потребляющими то, что им предлагают,— преимущественно аутентичные российские телеэпопеи или западные адаптации.
У этой с каждым днем растущей группы нет желания пополнять ряды потребителей «Кадетов», «Ранеток» и прочих прелестей отечественного ТВ, поэтому убедительность звонкого тезиса социопсихологов о том, что собственная жизнь нам интересней, начинает понемногу тускнеть. Подсаживаются «сериалоголики» нового поколения в основном на американские сит-комы, жанр широкому потребителю, в принципе, известный (не покидающие телеротацию старенькие «Друзья» тому подтверждение). А также на менее распробованные драматические сериалы — высокобюджетные мини-фильмы, динамикой и сюжетными изысками ни в чем не уступающие фильмам качественного масмаркета, а иногда даже превосходящие их. И ажиотаж вокруг этого сериального пласта в Рунете и Уанете колоссальный. Убедиться в этом мне в который раз пришлось в течение трех предыдущих дней, когда виртуальное пространство прямо лихорадило из-за выхода первых серий последнего сезона ставшего уже культовым (несмотря на сарказм некоторых скептиков) сериала «Остаться в живых». Своеобразным показателем служит то, что за один день количество разнообразно озвученных и адаптированных первых эпизодов побило все мыслимые рекорды.
Заработать на сериальной зависимости этого нового толка пробовали по очереди крупные телеканалы. Привлечь к себе молодежную аудиторию таким образом попытался, к примеру, российский Первый канал. Если ранее западный контент занимал здесь едва десятую часть сериального блока, то за последний год эта доля выросла уже до трети.
Тот же Lost идет здесь с минимально возможным отставанием от мировой премьеры, почти вровень с миром транслируются популярные «Соври мне» и «Вспомнить, что было». Однако достичь запланированного ему пока удается слабо, хотя и лучше всех остальных, кто закупает американский контент с нескольколетним опозданием, как украинские каналы. Те, кто смотрел сериалы онлайн, там же остались. Что касается новоприобретенных поклонников, они также в большинстве своем перетекают туда же, в особенности если подсаживаются на сериальный наркотик с запоздалых на годы трансляций.
Словом, этот пласт сериальной культуры никак не желает полноценно коммерциализироваться. Препятствует то, что кустарные переводы сериалов, выложенных онлайн, зачастую даже лучше ТВ-дубляжа, а их HD-качество это вам не «экранка» большинства пиратских фильмов.