Мнения

Победа нигилизма

Колонка Регины Дацюк, обозревателя отдела «Финансы»

Моих знакомых, людей свободных профессий (преимущественно юристов и журналистов), сейчас волнуют два вопроса. Первый касается приближающегося концерта Depeche Mode, возможности его проведения и того — как, где и за сколько каждый из нас покупал билеты.

Второй касается второго тура выборов. Заранее оговорюсь, я поддерживаю идею плюрализма во взглядах, особенно политических. Но в то же время я чувствую определенную ответственность за то, что случилось в этой стране в последние пять лет. В основном потому, что я стояла на том оранжевом Майдане. И несмотря на все разочарование последующих лет, вернувшись в прошлое, не изменила бы своего намерения. Отчасти это мой юношеский идеализм, но только отчасти.

Я не смотрю телевизор, так как не хочу вникать в суть политических игрищ и пытаться найти смысл в рекламных роликах кандидатов. Но недавно мне в руки попался диск с записанными во времена Майдана оранжевыми песнями вроде «Разом нас багато — нас не подолати». Залила эти песни в свой плейер и прослушала по дороге на работу. Ощущения оказались весьма неоднозначные. На фразе «Ющенко — так! Це наш президент!» я выключила плейер, хотя вполне одобряю большинство его решений.

Сейчас, в преддверии возможного нового Майдана, мне просто не хочется вверять свою судьбу кому-то из кандидатов. В обществе нарастает идея нигилизма — когда двоих лидеров политической гонки поддерживает всего 60% проголосовавших. Это означает, что любого из них поддерживает не больше трети населения страны, а 40% вообще не придут на выборы либо проголосуют против всех. Этот молчаливый протест направлен в первую очередь против государства, не способного обеспечить право каждого из нас на самореализацию и право на выбор, которого для них больше нет. По сути они стоят перед выбором: сила права или право силы. И ни один из вариантов мне не подходит.

Конечно, было бы гораздо честнее обоим кандидатам отказаться от голосования, понимая, что даже в случае избрания одного из них мы выбираем всего лишь меньшее из двух зол, а не благо. Но это из сферы иллюзий. Во время эпидемии вируса паники мне довелось быть за тысячу километров, в такой прекрасной глуши, где интернет кажется бесполезной прихотью, а телевизоры не выдерживают влажности воздуха. Пробыв в новостной изоляции две недели, я позвонила домой — справиться о делах. Услышав ужасы тех времен и попытавшись осознать их, мне бесконечно захотелось никогда не возвращаться в Украину, а сидеть тут, на берегу Атлантического океана, ловить рыбу и постигать восточные практики. Вернувшись, я не поверила, что вирусом были охвачены все и все в него поверили.

Точно так же все могут поверить и в предстоящую «борьбу за мир», к которой готовятся оба кандидата. По странному стечению обстоятельств, сразу после выборов я снова уеду за тысячи километров, но в этот раз намеренно выключу телефон и откажусь принимать новости на завтрак. Возможно, я вернусь в совершенно другую страну, где победит демократия, несмотря ни на что. Но несмотря на абсурдность этого заключения, на выборах уже победило недоверие к власти.

datsyuk