Мнения

О соборности и политтехнологиях

Колонка Натальи Давыденко, корреспондента отдела «Рынки»

Дню Соборности, как ни печально это констатировать, в качестве праздника единения украинцев так и не удалось прижиться. Большая часть граждан, чьи школьные годы не пришлись на период Независимости, даже затрудняется вспомнить дату этого знакового для нынешнего государства события. Более того, с каждым годом интерес к нему падает все больше. Это в 90-х, помнится, водили школьников на городские площади, где дети держали друг друга за руки, образовывая тем самым пресловутый «живий ланцюг». Пускай маленький, и лишь в пределах своего города, но от этого не менее символичный.

А сейчас, если бы не эскапада президента и период «междутурья», боюсь, что Всемирный день объятий, празднуемый накануне, и то перебил бы по медиа-резонансу День Соборности. А так, присвоение одному из самых противоречивых исторических персонажей Степану Бандере звания Героя Украины, помимо достижения очевидных политических целей, привело к тому, что День Соборности благополучно всплывал во всем доступном новостном пространстве на протяжении целого уикенда.

Понятно почему. Во-первых, само признание Степана Бандеры на официальном уровне —  уже резонансное событие. Во-вторых, защищать шаг президента неожиданно бросились регионалы, заявив, что расценивать шаг гаранта, предпринятый уже после его выбывания из предвыборной гонки, нельзя с точки зрения расположения к себе электората. Что это, дескать, хоть и не способствует единению нации, но подтверждает искренность его намерений и верность своим принципам. Однако, не исключено, что весьма лояльные высказывания регионалов относительно президентской инициативы, выдают некоторую заинтересованность в этом шаге представителей ПР, чей лидер сейчас борется за кресло гаранта.

Действительно, признание заслуг Степана Бандеры «не дает политических очков» своему инициатору, как высказался накануне сам президент. Однако, это не означает, что подобное решение не поможет снять эти же политические очки с того, кто все еще участвует в избирательной гонке. И кто по такой «неожиданной» счастливой случайности запланировал на День Соборности визит в самый политически радикальный город западной Украины — Львов.

Иными словами оппонент бело-голубого лидера — Юлия Владимировна, которую забросали вопросами местные журналисты, была поставлена перед необходимостью определиться в этом политически скользком вопросе. Не согласиться с решением президента — потерять западноукраинский электорат. Согласиться — потерять тех избирателей, кому она симпатична на Востоке и Юге. И хотя премьеру все же удалось обойти эту заботливо расставленную для нее ловушку, уклонившись от прямого ответа, горчинка от этого конфуза все же осталась. И была  растиражирована многократно местными СМИ.

Безусловно, этот политический инцидент, хоть и «сплотил» на вечер нацию у экранов телевизоров, но в умах украинцев противоречивость Степана Бандеры стала только еще более радикальной. Что в будущем явно не поможет примирению конфликтующих мнений и единению нации. Думаю, что наиболее справедлива мысль, уже озвученная одним из украинских политологов, о том, что давать оценку персонажам нашего славного прошлого следует скорее историкам, чем политикам.

davyidenko