Мнения

Как обуздать административный садизм

Колонка Олега Кильницкого, обозревателя отдела «Рынки»

Как считал немецкий социолог XIX в. Франц Оппенгеймер, существует два взаимоисключающих способа разбогатеть. Первый способ социолог назвал «экономическими методами». Второй — «политическими».

В трансплантации на украинскую почву экономические методы по Оппенгеймеру — это утомительный и опасный для здоровья человека беспрерывный труд по сохранению и поддержанию своего бизнеса, недоспанные ночи, постоянные разбирательства с налоговыми органами и недобросовестными поставщиками или партнерами, бесконечная борьба с бюрократизмом и чиновничьим вредительством, истощенная нервная система и раннее старение.

Это путь создания рабочих мест, роста ВВП, увеличения производства материальных благ и услуг.
Иначе обстоят дела с методами политическими, которые господин Оппенгеймер определил не иначе, как путь грабежа и насилия. Политические методы нового прибавочного продукта в экономике не создают. Их цель — дорваться до распределения и присвоения уже существующих благ, которые созданы другими.

Наверное, излишне задаваться вопросом, какие методы обогащения преобладают в Украине. Когда на фоне отсутствия денег на финансирование поликлиник, уборку улиц или ремонт лифтов в стране тратятся миллиардные суммы на политические рекламные шоу, нетрудно заключить, что политические методы обогащения продолжают в Украине оставаться гораздо более привлекательными, чем экономические, а источником богатства выступает сама власть. Власть как форма принадлежности к государству или контроля над ним.

Отечественные политики и чиновники любят смешивать воедино понятия  национальных и государственных интересов. Между тем интересы представляющих непосредственно само государство властителей и аппаратчиков далеко не всегда сочетаются с интересами национальными, а точнее, народными, а в Украине чаще всего противоположны им.

К примеру, когда Верховная Рада в очередной раз продлевает мораторий на приватизацию земель сельхозназначения на фоне вымирающих бедных сел,  миллионов их безработных жителей, а также зарастающих сорняками и лесами полей в 50-60 км от Киева, становится понятно, что парламентарии действуют отнюдь не в интересах народа. Ибо к моменту приватизации земли претендентов на нее из числа народа в живых попросту не останется. А поля будут перераспределены между новым поколением помещиков.

Когда бывшие или действующие госчиновники, являющиеся прямым порождением действующего государственного механизма, объявляют походы «на войну с коррупцией», становится смешно. Нелепо также ожидать, что коррупцию удастся преодолеть путем принятия каких-либо жестких законов или административно-заградительных механизмов. Общеизвестно: чтобы побороть болезнь, бессмысленно бороться с ее последствиями. Нужно найти и обезвредить причину.

В Украине основным источником коррупции продолжает выступать постсоциалистическое, безответственное, воровское и неограниченное государство. Быть может, пора его каким-то образом ограничить?

kilnitskiy