Мнения

Кто расчистит улицы

Колонка Олега Кильницкого, обозревателя отдела «Рынки»

Покрытые толстым слоем льда и грязи тротуары, спотыкающиеся и падающие прохожие, переполненные травматологические пункты — на этом фоне жители Киева и других украинских городов и поселков пошли голосовать за своих кандидатов на президентских выборах.

Происходящее выглядело гротескно и символично. На одном конце — достигшая своего апофеоза рекламно-политическая виртуальная истерия, на которую потрачены миллиарды, на другом — полное безразличие властей всех уровней к нуждам своих граждан в реальной обыденной жизни.

Лично меня, как и миллионы моих соотечественников, наплевательское отношение украинского государства к народу уже давно не удивляет. Удивляет другое — абсолютно пассивное отношение самих граждан к откровенному и опасному для здоровья и жизни беспорядку на зимних улицах.

Возгласы «И это столица Украины!» или «При Союзе такого не было» остаются, пожалуй, единственной реакцией наших соотечественников на вид обледеневшего и заброшенного в морозное время города. А в остальном — ни власть к ответу притянуть, ни собственную инициативу по расчистке улиц и дворов проявить.

Вряд ли социальную инертность украинцев можно объяснить исключительно коммунистическим наследием. Наверное, причина кроется в более глубоких исторических корнях. Как писал о дореволюционной Российской империи русский философ и теоретик анархизма Петр Кропоткин, наше воспитание «убивает в нас всякое стремление к свободе и самостоятельности».

«Стала ли непроходимой дорога между двумя деревнями,— крестьянин требует закона о проселочных дорогах. Обошелся ли грубо с кем-нибудь лесной сторож, оскорбленный требует издания закона, предписывающего вежливость лесным сторожам»,— писал анархист.

К сожалению, восточнославянская генетическая привычка возлагать все свои беды и проблемы на всемогущее государство и его вождей является исторически тупиковой и бесперспективной. Ведь как ни крути, а в современном глобальном мире определяющими являются совершенно противоположные идеалы и принципы, основанные на личной свободе, предпринимательской инициативе, неприкосновенности частной собственности, гражданской самоорганизации, а также максимального устранения вмешательства государства как в экономику, так и во все сферы социальной жизни.

Пожалуй, наиболее полно и всесторонне идеалы гражданских и экономических свобод были впервые реализованы в истории человечества в ходе Американской революции второй половины XVIII века.

Вот как охарактеризовал ее значение политический философ и представитель австрийской экономической школы Мюррей Ротбард, являвшийся при жизни активным сторонником идеологии либертарианства, многие идеи которой и были реализованы в ходе создания США.

«Америка, в отличие от всех других стран, была рождена в ходе несомненно либертарианской революции. Революции против империи, против налогообложения, против монополии на торговлю и против регламентирования, а также против милитаризма и привилегий исполнительной власти. Результатом ее стало правительство, полномочия которого оказались беспрецедентно ограниченными».

kilnitskiy