Колонка Натальи Давыденко, корреспондента отдела «Рынки»
В нынешнем году большинство экспертов склонялись к мнению, что новой газовой войны под бой курантов не предвидится. Вроде как раскручивать газовую позиционную войну уже не из чего после подписания в начале года десятилетнего контракта между «Нефтегазом» и «Газпромом» и дополнений к нему, присоединенных в течение последнего месяца. Более того, в своих прогнозах наблюдатели в качестве альтернативного поля противостояния между Украиной и ее северным соседом рассматривали, например, долгосрочные контракты на поставку ядерного топлива, единодушно соглашаясь, что избежать вмешательства в дела младшего брата, да еще накануне президентских выборов просто немыслимо.
На украинско-российском уровне в последнее время происходит исключительно обмен любезностями, щедро сдобренными заявлениями о «понимании сложностей Украины с потреблением во время кризиса» и заверениями, что рука помощи РФ в виде «нештрафования» за недобор газа будет протянута братскому государству, хоть и в ущерб бюджету «Газпрома» на $1,3 млрд. Тема цены подобной уступки со стороны Кремля, который взамен получил доступ к модернизации нашей ГТС, уже успела развеяться в информационном пространстве. И в целом можно констатировать, что в этой излюбленной межгосударственной игре наметился, по крайней мере, продолжительный тайм-брейк. Только вот независимые наблюдатели пока так и не готовы ответить, кто же все-таки после недавних договоренностей стал вести по сетам в этом матче.
Тем временем выиграть хотя бы пару геймов в затянувшейся политической игре на старой доброй газовой теме пытаются внутренние игроки, смелость и остроту заявлений которых стимулирует близость выборов. К примеру, в «Аналитической справке относительно угроз национальным интересам в газовой сфере», обнародованной СНБО, в уста анонимных экспертов вложено предупреждение о готовящемся в Кремле новом газовом кризисе. Мировые аналитические умы «с высокой вероятностью» прогнозируют следующий сценарий: из-за отсутствия средств срывается очередной платеж за импортируемый газ; российская сторона ограничивает подачу газа в Украину для внутреннего потребления и, спустя некоторое время, инспирирует новый газовый кризис, прервав поставки газа в Европу под предлогом якобы воровства его в Украине; это будет побуждать украинскую сторону к скорейшему заключению межправительственного соглашения в газовой сфере на российских условиях.
В НАК возмутились анонимностью подобных умозаключений, опубликованных на сайте Совбеза, и заявили, что «не существует никаких финансовых предпосылок к срыву очередного платежа за импортируемый газ», поскольку «благодаря успешному завершению реструктуризации внешних долгов «Нефтегаза» финансовое состояние компании остается сбалансированным».
В общем, как оказалось, газовая тема еще далеко не девальвировалась. Эта валюта по-прежнему в ходу, но теперь не в междержавном, а скорее уж во внутригосударственном пространстве. Газовая сфера в Украине слишком далека от нормальной рыночной «транспарентности» (пользуясь выспренними терминами аналитиков СНБО). И потому эскалация конфликтов вокруг голубого топлива будет зависеть в основном от проделок политического мракобесия в канун выборов, которые прогнозировать просто невозможно.