Колонка Ольги Галицкой, обозревателя отдела «Финансы»
В прошлую пятницу Киевский городской совет снова разрешил размещать в лифтах жилых домов рекламу. На этот раз — в домах коммунальной собственности. Очевидно, за деньги. Оператором по размещению определено коммунальное предприятие «Киевжилспецэксплуатация». Согласно решению горсовета, 10% средств от размещения рекламы будут направляться предприятиям и организациям, на балансе которых находятся жилые дома, а оставшиеся 90% — на счета КП. В «Киевжилспецэксплуатации» из них будет формироваться целевой фонд данного предприятия, который, в свою очередь, и будет использован на содержание жилого фонда «в соответствии с общеутвержденными городскими программами».
Не будем говорить о том, что любой человек, не понаслышке сталкивавшийся со структурами, в названии которых фигурирует буквосочетание КП, прекрасно представляет, на какие «городские программы» будут перечисляться средства за три месяца до очередных выборов в органы местного самоуправления. Но многие помнят, как было весело, когда в январе КГГА ввела плату за размещение рекламы в лифтах (тогда речь не шла о домах коммунальной собственности) в размере разового взноса за разрешение от 400 грн. до 5 000 грн., в зависимости от этажности дома и площади носителя, и ежемесячные платежи за использование площадей (от 50 грн. до 600 грн. по аналогичному принципу). Для получения разрешения заказчик рекламных услуг должен был подать заявление в ЖЭК, предоставив макет места размещения рекламного продукта и эскиз, а также согласовать вопрос с организацией, обслуживающей лифт. Можно даже допустить, что кто-то эти требования пытался выполнять. Например, те компании, которые начали массовую агитацию за использование именно этого вида рекламы.
«Чем выше многоэтажка, тем человек больше времени проводит в лифте. Чем выше многоэтажка, тем больше людей пользуется лифтом,— вещали они.— Чем больше людей пользуется лифтом, тем острее стоит вопрос — куда деть глаза при долгой езде. НА РЕКЛАМУ! Главное разместить ее в лифте так, чтобы с разных позиций ее было хорошо видно». Или «Для подсознательного восприятия информации нужно меньше одной секунды, чтобы вдуматься в содержание — 10 секунд. Ежедневно жители домов совершают минимум две поездки в лифте, которые занимают в среднем 52 секунды, то есть почти минута 100%-ного внимания». И так далее в том же духе.
Впрочем, все эти довольно красивые теоретические выкладки двумя предложениями опошлил один недобрый человек, сказавший следующее (цитирую): «Объясните мне, пожалуйста, каким образом я могу ознакомиться с вашей информацией в круглосуточно полутемном лифте? Я месяц езжу, пытаюсь понять, каким образом голая тетка на вашей рекламе соотносится с дизайном или что она там рекламирует. Оказалось, она не голая. Вчера ехал с фонариком, разглядел. Деньги на ветер, в общем. Лучше бы лампочку в лифте вкрутили».
Только не надо о том, что, мол, лампочки в лифте — дело ЖЭК, а с вандалами пускай сами жильцы и борются. Просто в сложившихся условиях эффективность такой рекламы объективно приближается к нулю, поэтому денег за нее никто не даст. С тем же успехом можно рекламировать плоскости на внешней стороне крышек унитазов в общественных туалетах.